Из истории нижегородского трамвая
Уважаемые читатели! ЦБС Сормовского района принимает участие в городском интернет-проекте "Трамвай как символ эпохи", который проводится в рамках историко-краеведческого проекта "Город-трамвай-люди". Проект посвящен 120-летию XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки и открытию движения нижегородского трамвая.
Предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю трамвайного движения в Нижнем Новгороде.
Трамвайное пассажирское движение в Нижнем Новгороде было открыто 8 мая 1896 года (по старому стилю). Этому знаменательному событию предшествовала долгая подготовка со стороны всех заинтересованных лиц: городской управы и компаний-подрядчиков - только летом 1895 г. был заключен договор на строительство трамвайных линий в Нижнем Новгороде. Начало трамвайного движения приурочили к открытию XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года.
Первоначально было построено три линии различными подрядчиками: компанией "Сименс и Гальске" от Московского вокзала до теперешней Скобы (колея 1524 мм), круговая по территории Ярмарки товариществом Подобедова (колея 750 мм) и компанией фон Гартмана от площади Минина и Пожарского до нынешней пл. Горького (колея 1000 мм). После закрытия Выставки узкоколейный трамвай Подобедова был демонтирован, а две остальные системы продолжили функционирование.
С технической точки зрения нижегородское трамвайное хозяйство представляло в основном однопутные линии с разъездами с шириной колеи 60 дюймов или 1 метр. Подвижной состав был представлен двухосными вагонами питерской постройки для колеи 1524 мм и бельгийскими "Эрликонами" для метровой колеи.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Нижегородский трамвай дореволюционного периода стал продолжением удачного киевского опыта (как известно, киевляне первыми в Российской Империи ввели в коммерческую эксплуатацию электрический трамвай в 1892 году). Нижегородцы заняли почетное второе место. Можно сказать, что среди городов, входивших в состав Российской Империи Нижний Новгород первым открыл пассажирское коммерческое движение электрического трамвая.
В 1914 году в связи с начавшейся Первой мировой войной трамвай перешел в собственность города, но потерял много квалифицированного персонала, призванного части русской армии. Трамвай встал на долгих четыре года.
После окончания гражданской войны весной 1923 года начались работы по приведению в порядок путей, электроснабжающей сети, капитальному ремонту подвижного состава. 1 мая того же года после торжественного митинга в Заречной части города было возобновлено трамвайное движение, а через несколько недель в путь двинулись и трамваи Нагорной части.
Однако схема линий уже более не удовлетворяла потребностям города, который значительно увеличил свой размер за счет включения в его состав бывших пригородных рабочих поселков. И 20-ые с 30-ыми годами прошли под знаком быстрого развития нижегородского (с 1932 года - горьковского) трамвая во всех отношениях. С точки зрения путевого хозяйства велась активная прокладка новых линий в Ленгородок, Сормово, на Мызу и недавно выстроенный Автозавод.
Большим успехом стало строительство "горных" линий по Зеленскому (а потом и Похвалинскому) съездам после возведения Канавинского моста в 1932 году.
Именно в те годы была заложена ныне существующая схема городских трамвайных путей и маршрутов.
Обновился и подвижной состав - "Эрликоны" уступили место современным для того времени вагонам постройки Сормовского и Мытищинского заводов. К сожалению, не удалось сохранить для будущих поколений ни одного "Эрликона" и трамвая типа М. До нашего времени уцелело по одному экземпляру основных моторных трамваев той эпохи - Х и КМ. Сейчас они являются музейными экспонатами.
Дальнейшее развитие горьковского трамвая прервала начавшаяся Великая Отечественная война.
В ноябре 1941 года совместно с железнодорожниками построили перемычку, связавшую рельсы Канавинского моста с железнодорожными путями. Задача организации железнодорожного движения по мосту была не из легких - маневровый паровоз встал на трамвайные рельсы только с третьей попытки. Тем не менее, она была успешно решена и это позволило в ночное время использовать мост в качестве железнодорожной переправы через Оку. Как известно, тогда на восток шло большое количество эшелонов с оборудованием и персоналом эвакуированных заводов, санитарные поезда с ранеными. В обратном направлении на запад с Дальнего Востока подразделения Красной Армии, ставшие костяком ударной группировки, разгромившей врага под Москвой. Трамвайные рельсы стали еще одной дорогой в направлении Великой Победы. Враг это тоже знал, поэтому учитывая высокую важность этой переправы, ее защищало несколько батарей 37-мм зенитных автоматов 61-К и огневых точек счетверенных пулеметов "Максим". В результате плотного заградительного огня нацистским бомбардировщикам так и не удалось добиться ни одного попадания в мост, несмотря на неоднократные попытки.
За заслуги в деле обороны страны многие трамвайщики вместе с железнодорожниками и зенитчиками были награждены медалью "За оборону Москвы", а в 1943 году Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин обратился к горьковским трамвайщикам с благодарственной телеграммой.
После Победы горьковский трамвай оказался в плачевном состоянии. Когда послевоенную разруху удалось преодолеть, то к концу 50-ых - началу 70-ых годов сложилась такая ситуация, что впоследствии ее стали называть "золотым веком горьковского электротранспорта". Были построены новые линии в Сормове, Автозаводе, Нагорной части города, выполнен перенос ряда старых.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
В это время подвижной состав горьковского трамвая отличался редким разнообразием - на линиях можно было встретить много довоенных вагонов и поездов Х/П, Х/М и КМ/КП. Пассажиров перевозили более новые усть-катавские поезда КТМ/КТП-1, ленинградские трамваи ЛМ/ЛП-49, ЛМ-57, ЛМ-68 и ЛМ-68М и тушинские МТВ-82 с безмоторными прицепами МТП-82 их базе. Начали поступать новые по тому времени рижские РВЗ-6 (и несколько позже РВЗ-7) и усть-катавские КТМ-5.
В 60-е годы серьезную конкуренцию трамваю составил троллейбус, а к середине 70-ых годов основным видом транспорта в городе стал автобус.
В 1977 году было принято решение о строительстве метро. Применительно к наземному электротранспорту это означало отток средств от него и как результат эпоху 1977-1987 гг. можно назвать стагнацией горьковского трамвая. За этот период не было построено ни одной новой линии. Из-за строительства метро приходилось выполнять большой объем работ по переносу путей, много раз менять маршрутную схему. Резко сократилось разнообразие подвижного состава. Однако этот период был отмечен мощным развитием социальной сферы горьковского трамвайно-троллейбусного предприятия и внедрением вычислительной техники в диспетчерскую и управленческую работу.
Последний "солнечный луч" блеснул в истории горьковского трамвая уже в "перестроечный" период. В это время началась большая работа по реконструкции путей, построили последнюю новую линию на Второй Соцгород в Автозаводском районе. Подвижной состав пополнился новыми чешскими вагонами Т6B5 (T-3M). Они до сих пор остаются одними из лучших вагонов города.
2000-е года принесли с собой как плохие, так и хорошие веяния. К большому сожалению, было принято решение о закрытии линии по Похвалинскому съезду, убрали пути с Чернопрудненского переулка. К концу 2004 года город погасил задолженности предприятия, профинансировал полную реконструкцию путей по ул. Б. Печерской и ул. Белинского и приобрел 4 новых КТМ-8КМ и 2 новых КТМ-19.
Отрадно, что многие нижегородцы понимают всю важность работы трамвая в плане транспорта и экологии. А если так, то может быть, нижегородский трамвай еще увидит лучшие времена.
По материалам transp.nnov.ru/tram
Книги
![]() | Чалков, Олег Юрьевич. Нижний Новгород. Маршруты из прошлого в будущее [Текст] : летопись истории нижегородского общественного транспорта / Чалков Олег Юрьевич ; [вступ. ст. А.А. Герасименко]. - Нижний Новгород : Кварц, 2014. - 207 с. : ил. - Библиогр.: с. 206-207. |
Книга Олега Юрьевича Чалкова "Маршруты из прошлого в будущее: Летопись истории нижегородского общественного транспорта" посвящена истории общественного транспорта в Нижнем Новгороде с 1890 года. Читатель сможет узнать о предпосылках возникновения общественного транспорта в городе, развитии транспортной сети, появлении новых видов транспорта. | |
![]() | Коссой, Юрий Маркович. Ваш друг трамвай, 1896-1996. Век нижегородского трамвая [Текст] / Коссой Юрий Маркович ; [худож. оформ. В.В. Кременецкого ; фото. Ю. Бескурова и др.]. - Нижний Новгород : Елень : Яблоко, 1996. - 159, [1] с. : фотоил. |
8 мая 1896 года, нижегородцы оказались свидетелями рождения нового вида городского транспорта: в Нижнем начал работать пассажирский трамвай. Трамвайный звонок обозначил смену эпох: к двадцатому веку Нижний из купеческого города стал бурно развивающимся промышленным центром. |
Статьи (в обратной хронологии):
Новинку опробуют на сормовских путях : [трехсекционные трамваи] [Текст] // Красный Сормович. - 2014. - 21-27 марта (№ 8). - С. 1.
Ольшанская, О. Прогулка на раритете в честь юбилея городского трамвая [Текст] / О. Ольшанская // День города. - 2011. - 1-7 июня (№ 38). - С. 11.
Сидорова, К. Нижегородскому трамваю - 115 лет [Текст] / К. Сидорова // День города. - 2011. - 25-31 мая (№ 36). - С. 2.
Кей, Н. По рельсам истории [Текст] : самые необычные трамваи Нижнего Новгорода / Н. Кей // Нижегородский рабочий. - 2010. - 21 окт. (№ 163). - С. 6.
Хорев, М.М. Нижегородские трамваи 1896 года [Текст] / М. М. Хорев // Город славы и верности России. - Н.Новгород : Управление культуры Администрации г. Н.Новгорода, 1996. - С. 192-196.
Леонов, В. Из биографии юбиляра [Текст] / В. Леонов // Красный Сормович : [архив]. - 1996. - 9 апр.