21 июля 1849 года - дата основания Сормовского завода
Продукция наших библиотек по теме: Медиа-анонс книги "Корабелы вольной реки" | |
| «Красное Сормово» (Сормовский завод) — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших в России. Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».
|
Д. Е. Бенардаки | В середине 19 столетия почти половина пароходов, которые ходили по Волге, были сормовской постройки. Первым судном, произведённым на Сормовском заводе стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан (тяговое судно) «Астрахань». Первым пароходом предприятия с металлическим корпусом стал «Орел» (1852 год).В 1860 году разразился экономический кризис, и все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены известным талантливым предпринимателем и промышленником того времени Дмитрием Егоровичем Бенардаки. С 1860 по 1870 год, до самой своей смерти Дмитрий Егорович был единоличным хозяином завода. Именно благодаря Бенардаки Сормовский завод становится одним из первых заводов-гигантов, вошедших в славную историю российской промышленности.
|
Пароход «Переворот» | Главный профиль завода – судостроительный, но за 172 года своего существования он стал настоящим заводом-универсалом. В разное время на заводе производились паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. Выпускалась и главная продукция – пассажирские пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда, технический флот.В 1870 году На Сормовском заводе была построена первая в России мартеновская печь.В 1871 году на воду спушено первое двухъярусное судно - пассажирский пароход «Переворот».
|
Первый танк завода «Борец за свободу тов. Ленин» | К началу Первой мировой войны в Сормове построено более 500 судов, свыше 2000 паровозов, 60 тыс. единиц подвижного состава и другой продукции тяжелого машиностроения, начинает развиваться снарядное и пушечное производство.18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод объявлен общенародной собственностью. А 17 ноября 1922 года он получает название «Красное Сормово» . |
Т-34 из «Красного Сормова», подбитый под Москвой в конце 1941 года | Завод первым в стране осваивает производство танков. (1920 год).В годы Великой Отечественной войны в исключительно сжатый срок ряд цехов переоборудуется под выпуск танков Т-34. Таких танков было изготовлено около 12 тысяч. В это время под военные нужды перестраивается металлургия, выпускаются артиллерийские снаряды, корпуса реактивного вооружения. За годы войны на «Красном Сормове» собрали 1,5 млн снарядов для «Катюш» и еще столько же других боеприпасов. |
Дизель-электроход «Ленин» | В послевоенные годы «Красное Сормово» возвращается к судостроению. На предприятии начинается реконструкция, позволившая в три раза увеличить производительность. Был внедрен крупносекционный метод постройки речных судов, который стал еще одним выдающимся достижением сормовичей.Завод продолжает быть первопроходцем в технологических процессах и после войны. В 1955 году на "Красном Сормове" построили первую в стране установку непрерывной разливки стали.А в 1958 году со стапелей завода сошел флагман речного пассажирского флота – дизель-электроход «Ленин».
|
Подводная лодка 945 а «Кондор» завода «Красное Сормово» | С начала 50-х годов и по настоящее время судостроительный профиль завода остается определяющим. Продолжают выпускаться морские и речные суда с маркой "Красное Сормово", строятся подводные лодки.Особую славу заводу «Красное Сормово» принесли корабли на подводных крыльях. В 1957 году по проекту группы заводских конструкторов, во главе с выдающимся конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым построен и спущен на воду первый в мире скоростной теплоход на подводных крыльях - «Ракета».
|
Теплоход на подводных крыльях «Ракета» | Удивляла скорость новых кораблей: 60–65 км/час. Так, расстояние от Казани до города Горького теплоход покрывал за 7–8 часов.В дальнейшем на заводе было построено еще несколько судов на подводных крыльях – «Метеор», «Спутник», «Комета», «Вихрь», «Буревестник», «Чайка».Более полутора тысяч судов на подводных крыльях конструкции Р. Е. Алексеева и сейчас успешно эксплуатируются под флагами Англии, Франции, Японии, США, Греции, Норвегии, Финляндии и других стран. |
| |
Сегодня завод «Красное Сормово» успешно работает в составе Объединенной судостроительной корпорации по технологиям XXI века, его продукция широко известна в РФ и за рубежом.
На счету завода свыше 1700 судов коммерческого флота и более 300 построенных и модернизированных подлодок. Им создано 70% действующего флота Каспийского бассейна.
На «Красном Сормове» построен первый в России круизный лайнер «Мустай Карим», который по уровню комфорта для пассажиров не уступает пятизвездочному отелю. В 2020 году «Мустай Карим» вошел в перечень лучших судов мира, составленный Британским Королевским обществом корабельных инженеров.
Теплоход «Мустай Карим» Главным богатством завода всегда были люди - квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технических работников, выдающиеся ученые и организаторы производств. Не одно поколение сормовичей создавало славу завода. Здесь выросли десятки сормовских династий, рабочий стаж которых на заводе исчисляется сотнями лет.Вклад предприятия в экономику и оборону страны отмечен двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, Отечественной войны I степени, Октябрьской революции. | Источники и литература
|