Наверх

21 июля 1849 года - дата основания Сормовского завода

 

 Продукция наших библиотек по теме:

        Медиа-анонс книги "Корабелы вольной реки"

 

 

 

«Красное Сормово» (Сормовский завод) — судостроительное предприятие в Сормовском районе Нижнего Новгорода, одно из старейших  в России. Датой рождения завода считается 21 июля 1849 года. В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на участок земли на правом берегу Волги между деревнями Соромово и Мышьяковка. По этой купчей балахнинская помещица Крюкова продавала участок отставному майору Алексею Ивановичу Узатису, который действовал по доверенности компании «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».


 

 


 

 

Д. Е. Бенардаки

 В середине  19 столетия  почти половина пароходов, которые ходили по Волге, были сормовской постройки. Первым судном, произведённым на Сормовском заводе стал деревянный колёсный пароход «Ласточка», спущенный на воду в 1850 году. В том же году был построен двухтрубный кабестан (тяговое судно) «Астрахань». Первым пароходом  предприятия с металлическим корпусом стал «Орел» (1852 год).

В 1860 году разразился экономический кризис,  и все акции Нижегородской машинной фабрики были скуплены известным  талантливым предпринимателем   и промышленником  того времени Дмитрием Егоровичем Бенардаки. С 1860 по 1870 год, до самой своей смерти  Дмитрий Егорович  был единоличным хозяином завода. Именно благодаря   Бенардаки  Сормовский завод  становится  одним из первых заводов-гигантов, вошедших в славную историю  российской промышленности.




 


 


Пароход «Переворот»



Главный профиль завода – судостроительный, но за 172 года своего существования он стал настоящим заводом-универсалом. В разное время на заводе производились паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. Выпускалась и главная продукция – пассажирские пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда, технический флот.

 В 1870 году  На Сормовском заводе была построена первая в России мартеновская печь.

В 1871 году  на воду  спушено  первое  двухъярусное  судно - пассажирский пароход «Переворот».


 


 

 

Первый танк  завода «Борец за свободу тов. Ленин»


 К началу Первой мировой войны в Сормове построено более 500 судов, свыше 2000 паровозов, 60 тыс. единиц подвижного состава и другой продукции тяжелого машиностроения,  начинает  развиваться снарядное и пушечное производство.

18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод объявлен общенародной собственностью. А 17 ноября 1922 года    он получает  название  «Красное Сормово» .

 


 

 

 Т-34 из «Красного Сормова», подбитый под Москвой в конце 1941 года

Завод  первым в стране  осваивает производство танков. (1920 год). 

В годы Великой Отечественной войны в исключительно сжатый срок ряд цехов переоборудуется под выпуск танков Т-34.  Таких танков  было изготовлено около 12 тысяч.  В это время под военные нужды  перестраивается металлургия, выпускаются артиллерийские снаряды, корпуса реактивного вооружения. За годы войны на «Красном Сормове» собрали 1,5 млн снарядов для «Катюш» и еще столько же других боеприпасов. 




 

 

 Дизель-электроход «Ленин»

В послевоенные годы  «Красное Сормово» возвращается к судостроению. На предприятии начинается  реконструкция, позволившая в три раза увеличить производительность. Был  внедрен крупносекционный  метод постройки речных судов,  который  стал  еще одним  выдающимся достижением сормовичей.

Завод  продолжает быть  первопроходцем  в технологических процессах и после войны. В 1955 году  на "Красном Сормове" построили  первую в стране установку непрерывной разливки стали.

А в  1958 году со стапелей завода сошел флагман речного пассажирского флота – дизель-электроход «Ленин».



 

 


 

 

Подводная лодка 945 а  «Кондор» завода «Красное Сормово»

С начала 50-х годов и по настоящее время судостроительный профиль  завода остается определяющим.  Продолжают выпускаться  морские и речные  суда с маркой "Красное Сормово", строятся подводные лодки.

Особую славу заводу «Красное Сормово» принесли корабли на подводных крыльях. В 1957 году по проекту группы заводских конструкторов, во главе с выдающимся конструктором Ростиславом Евгеньевичем  Алексеевым построен и спущен на воду первый в мире скоростной теплоход на подводных крыльях -  «Ракета».


 

 

 

Теплоход на подводных крыльях «Ракета»

Удивляла скорость новых кораблей: 60–65 км/час. Так, расстояние от Казани до города Горького теплоход покрывал за 7–8 часов.

В дальнейшем на  заводе было построено еще несколько судов на подводных крыльях – «Метеор», «Спутник», «Комета», «Вихрь», «Буревестник», «Чайка».

Более полутора тысяч судов на подводных крыльях конструкции Р. Е. Алексеева  и сейчас  успешно эксплуатируются под флагами Англии, Франции, Японии, США, Греции, Норвегии, Финляндии и других стран.


 

Сегодня завод «Красное Сормово» успешно работает в составе Объединенной судостроительной корпорации по технологиям XXI века, его продукция широко известна в РФ и за рубежом.

 

На  счету завода  свыше 1700 судов коммерческого флота и более 300 построенных и модернизированных подлодок. Им создано 70% действующего флота Каспийского бассейна.

 

На «Красном Сормове» построен первый в России круизный лайнер «Мустай Карим», который по уровню комфорта для пассажиров не уступает пятизвездочному отелю.  В 2020  году «Мустай Карим» вошел в перечень лучших судов мира, составленный Британским Королевским обществом корабельных инженеров.

 


Теплоход «Мустай Карим»


Главным богатством завода всегда были люди - квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технических работников, выдающиеся ученые и организаторы производств. Не одно поколение сормовичей создавало славу завода. Здесь выросли десятки сормовских династий, рабочий стаж которых на заводе исчисляется сотнями лет.

Вклад предприятия в экономику и оборону страны отмечен двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, Отечественной войны I степени, Октябрьской революции.


 Источники и литература

  1. Волков, А. Взаимовыгодное сотрудничество / А. Волков // Красный Сормович. - 2010. - 21-27 мая (№ 19). - С. 3.

  2. Иванов, А. В. Наш главный : [об Алексееве Р. Е.] / А. В. Иванов // Красный Сормович. - 2010. - 19-25 февр. (№ 6). - С. 3.

  3. История завода. – Текст : электронный // ПАО «Завод «Красное Сормово» : [сайт]. – URL: https://web.archive.org/web/20161220223043/http://www.krsormovo.nnov.ru/istoriya-zavoda-1 (дата обращения: 09.07.2021).

  4. История Красного Сормова / под редакцией В. П. Фадеева. - Москва : Мысль, 1969. - 495 с.

  5. Кабаев, М. Е. Такая разная война : из воспоминаний / М. Е. Кабаев // Красный Сормович. - 2010. - 23-29 апр. (№ 15). - С. 4.

  6. "Красное Сормово": Завод и люди / автор-составитель Г. А. Илескин [и др.]. – Нижний Новгород : Кварц, 2006. - 696 с. - ISBN 5-9900469-2-8.

  7. "Красное Сормово" продолжает славные традиции Российского судостроения // Красный Сормович. - 2016. - 5-11 февр. (№ 4). - С. 1, 3.

  8. «Красное Сормово» - Туркменистану в день независимости : [танкер "Джейхун"] / по информации пресс-службы ОАО "Завод "Красное Сормово" // Красный Сормович. - 2010. - 12-18 нояб. (№ 44). - С. 3.

  9. Объединенная строительная корпорация : [официальный сайт ПАО "Завод «Красное Сормово»]. - 1995–2021. – URL: https://www.aoosk.ru/ (дата обращения: 09.07.2021). – Текст. Изображение : электронные.

  10. Терентьева, А. И. Мы, дети войны, выжили... / А. И. Терентьева // Красный Сормович. - 2010. - 4-10 июня (№ 21). - С. 11 .

  11. Финюкова, М. Баржа для Каспия / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2005. - 29 апр.-5 мая (№ 17). - С. 3.

  12. Финюкова, М. Из боя - на пьедестал! / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2010. - 7-13 мая (№17). - С. 3.

  13. Финюкова, М. Красота горячего металла / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2010. - 28 мая-3 июня (№ 20). - С. 3 .

  14. Финюкова, М. "Мустай Карим": ходовые испытания прошли успешно / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2019. - 29 нояб. (№ 47). - С. 3.

  15. Финюкова, М. Нам сказали : "надо помочь фронту!" / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2010. - 23-29 апр. (№ 15). - С. 9.

  16. Финюкова, М. Сормовичи невозможное сделали возможным! / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2010. - 30 апр.-6 мая (№ 16) . - С. 3.

  17. Финюкова, М. Сормовские машиностроители / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2010. - 24-30 сент. (№ 37). - С. 4.

 

 



 

 

 

 

Участник АРБИКОН

Госуслуги

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: cbs_sorm_nn@mail.52gov.ru

Яндекс.Метрика