Наверх

Консультация логопеда

Если ребенок говорит неправильно


Вначале это обычно не беспокоит родителей — их даже умиляет беспомощный детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Ему не придется прочесть стихи на детском утреннике, участвовать вместе с другими ребятами в спектакле. Скольких радостей лишится такой ребенок и сколько слез ему предстоит пролить!

Прислушайтесь же к тому, как говорит ваш малыш, и помогите ему исправить речь.

Как это сделать? Если у вас нет возможности организовать занятия ребенка с логопедом, приглашаем вас на нашу заочную консультацию. Её ведет учитель-логопед МАДОУ № 51 Кононова Ирина Михайловна.

 

Что должен уметь ребенок. В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

 

ИТАК, вы серьезно озаботились мыслью устранить у своего ребенка дефекты произношения. С чего начать?

 

Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки он делает. Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Л), свистящие (С, 3, Ц).

Заготовьте серию картинок, по которым будете проверять чистоту произношения звуков. Показывайте их, предлагая называть изображенные на них предметы. Важно, чтобы ребенок называл их именно сам, а не повторял слово вслед за вами — в последнем случае оценка его речи будет менее точной.

Каждый звук проверяется в разных сочетаниях, поэтому ему должно соответствовать не менее двух картинок. Например, для звука Ш — шапка, карандаш, для Р — карандаш, пожарник, сахар, для Й — зайка, язык, яйцо, елка, ящик.

 

Какие варианты неправильного звука надо уловить? Их может быть четыре:

 

Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит Апка вместо шапка или кААндаш вместо карандаш.

 

Заменяет один звук другим. Тогда он произносит Сапка вместо шапка или каЛандаш вместо карандаш.

 

Искажает звук. В этом случае он заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или Р произносит гортанно и т. д. 

 

Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок произносит его правильно, а в других — нет (огуреЦ, но Сыплята, яйСо) или изолированно может произнести звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

 

Ваша задача — возможно тщательнее проследить, отчего звук получается у ребенка неправильным, в чем механизм его нарушения. Опыт показывает, что чаще всего причина — в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Вот почему необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка.

 

Для этого проделайте с ним следующие упражнения:

 

1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

 

2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра «Маятник»).

 

3. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы).

 

Если ребенок затрудняется делать самостоятельно эти упражнения, необходимо помочь ему, взяв за кончик языка чистым бинтом и передвигая его в нужном направлении. Впоследствии ребенок сам будет помогать себе, пока необходимость в этой помощи не исчезнет.

 

 

Рекомендуем прочитать:

  • Назаркин, Н. Как помочь ребенку с развитием речи [Текст] / Николай Назаркин // Фома. - 2015. - № 3. - С. 24.
  • Бабич, С. Семейный совет. Когда обращаться к логопеду? [Текст] / Светлана Бабич // Фома. - 2015. - № 2. - С. 65.
  • Зандман, Р. И. Кривая речь [Текст] : почему дети плохо говорят и что с этим делать / Римма Исаковна Зандман ; беседовал Виталий Каплан // Фома. - 2014. - № 12. - С. 58-64.
  • Орлова, О. Почему мы теряем дар речи [Текст] / Ольга Орлова // Огонек. - 2014. - № 35. - С. 35.
  • Петрова, И. Фефекты фикции [Текст] / Ирина Петрова // Здоровье школьника. - 2012. - № 9. - С. 56-57.
  • Трофимова, М. Логопед спешит на помощь [Текст] / Мария Трофимова, Ольга Ковалевская, Ольга Крещенко // Здоровье школьника. - 2012. - № 3. - С. 8-12.
  • Сандалова, К. Детский лепет [Текст] / Кристина Сандалова ; конс. Антонина Козлова // Счастливые родители. Parents. - 2012. - № 4. - С. 92-95.

Отечество мое нижегородское

Друзья! В 2021 году мы будем отмечать 800-летие со дня основания Нижнего Новгорода. Каждый год, приближающий нас к юбилею любимого города, будет посвящен одному из самых важных направлений  в его развитии. 2017 год объявлен  Годом  нижегородской архитектуры и старины.
В связи с этим  мы предлагаем  вам принять участие в цикле опросов, посвященном  самым  красивым и примечательным  памятникам   архитектуры  Нижнего Новгорода и области.



В Центре Сормовского района  стоит   здание, известное всем нижегородцам как бывший Дом пионеров. Здание построено  в  1905 году по проекту архитектора  Павла  Малиновского.

В течение  многих десятилетий этот дом неизменно  являлся  центром культуры: в разные годы здесь размещались музыкальная  школа,  театр,  кинотеатр,  детский клуб “Юный техник”, театр  “ЛИК”.


Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки

Участник АРБИКОН

Госуслуги. Электронное правительство

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: sormlib@mts-nn.ru

Яндекс.Метрика