Наверх

А.П. Чехов : грани таланта

Данная литературно-художественная зарисовка посвящена жизни и творчеству великого русского писателя А.П. Чехова.

 

Антон Павлович Чехов

Всю жизнь Антон Чехов прожил на средства своей души, всегда он был самим собой, был внутренне свободен и никогда не считался с тем, чего одни – ожидали от Антона Чехова, другие, более грубые, - требовали.

М. Горький

 

Биография

А.П. Чехов родился 29 января 1860 г. в г. Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова.

Spoiler: Highlight to view

В 1868 г. он поступил в Таганрогскую классическую гимназию. А в августе 1879 г. переехал в Москву и поступил там на медицинский факультет университета.

 

Чемья ЧеховыхАнтон ЧеховЧехов - выпускник гимназии в кругу друзей
Семья ЧеховыхАнтон ЧеховЧехов - выпускник гимназии в кругу друзей

 

В Москве Антон Павлович Чехов пишет свои первые рассказы, сотрудничает с журналами "Стрекоза", "Будильник", "Осколки", "Зритель" под псевдонимами: А. Ч-те, Анче, Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.

 

А.П. Чехов. ПовестиМосква в 1880-1890 гг.А.П. Чехов. Рассказы, юморески

 

В 1890 г. Чехов выехал на о. Сахалин, где проделал огромную работу по изучению условий жизни каторжных. Итогом этой поездки стала книга "Остров Сахалин", вышедшая в 1893 г.

В 1892 г. Чеховы купили усадьбу Мелихово Московской губернии, где они жили по 1898 г. Этот переезд был вызван ухудшением здоровья Чехова и желанием писателя сосредоточиться, целиком отдаться своей работе. В этот период написаны "Палата № 6", "Студент", "Анна на шее", "Крыжовник", "Ионыч", "Дом с мезонином", "Дядя Ваня", "Чайка" и др.

 

А.П. Чехов. Остров СахалинЧеховский домик в МелиховоЧехов в Мелихово
А.П. Чехов. Остров СахалинЧеховский домик в Мелихово

Чехов в Мелихово

 

 

В 1895 г. Антон Павлович совершил поездку к Л.Н. Толстому в Ясную Поляну: "Впечатление чудесное. Я чувствовал себя легко, как дома, и разговоры наши с Львом Николаевичем были легки", - писал Чехов в одном из писем.

С осени 1898 г. Чехов сотрудничает с Московским Художественным театром, и 17 октября состоялась премьера его "Чайки". Пьеса имела огромный успех.

 

А.П.Чехов и Л.Н.Толстой в Гаспре, 1900 г.Чехов читает "Чайку" актерам МХАТа
А.П.Чехов и Л.Н.Толстой в Гаспре, 1900 г.Чехов читает "Чайку" актерам МХАТа

 

 25 мая 1901 г. состоялась свадьба Антона Павловича Чехова и Ольги Леонардовна Книппер, артистки МХАТа.

 

Чехов и Ольга Книпер в ЯлтеЧехов с семьей в ЯлтеЧехов с матерью в Ялте, 1902 г.
Чехов и Ольга Книппер в ЯлтеЧехов с семьей в ЯлтеЧехов с матерью в Ялте, 1902 г.

 

 Последние годы жизни А.П. Чехов провел в Ялте, куда он переехал по предписанию врачей. Умер Антон Павлович 15 июля 1904 г. в немецком курортном городке Баденвейлер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Творчество А.П. Чехова

Рассказы

А.П. Чехов дебютировал в печати небольшими юмористическими рассказами. Но они отнюдь не были развлекательными: Чехов проявил себя в них зрелым писателем со сложившимися представлениями о мире.

"Моя святая святых" – это здоровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались."

А.П. Чехов

Чехов так глубоко видел ложь и неправильность в жизни, что высмеивал не отдельных людей с их индивидуальными недостатками, а стремился к глубоким обобщениям. Поэтому в его рассказах действуют не люди, а чины и состояния, персонифицированные профессии - доктора, репортеры, чиновники и др.

 Герои чеховских рассказов – это "типы", характеры, емкие, построенные на неожиданных контрастах, смелом смешении разных красок, положительных и отрицательных черт, из которых и состоит обычно реальный человеческий характер с его "текучестью".

Spoiler: Highlight to view

 

"Лошадиная фамилия""Хамелеон""Толстый и тонкий""Дочь Альбиноса"
"Лошадиная фамилия" "Хамелеон" "Толстый и тонкий""Дочь Альбиноса"

 

 В рассказах Чехова нашла свое отображение тогдашняя Россия во всей ее многоликости – русская интеллигенция на грани веков, чиновники, офицеры, купцы, крестьяне, рабочие, помещики, бродяги, аристократы.

 

"Попрыгунья" (1891)

  

В рассказе представлен образ взбалмошной женщины – Ольги Ивановны Дымовой. Содержание ее жизни – дилетантское увлечение искусством, флирт с художниками. Причем она неспособна разбираться в людях. Ее кумир, художник Рябовский, бездарен. Он обрисован сатирически: искусственны и театральны его речь, жесты, отношение к людям.

Действительно талантливого человека – своего мужа, Дымова – Ольга Ивановна просмотрела. Лишь после его смерти она поняла, что это был за человек. Чехов с большой симпатией описывает подлинного труженика науки, талантливого ученого Дымова.

 

 "Человек в футляре" (1898)

Имя "героя" этого рассказа, учителя греческого языка Беликова, сразу стало нарицательным и остается таковым поныне, а его трусоватая присказка с оглядкой "Как бы чего не вышло" стала народной поговоркой.

Замечательна его характеристика через вещи и обстановку – все у Беликова было в футляре, от ножичка до гроба, который стал идеальным, надежным футляром для вечно испуганного учителя.

Он боится солнца, ветра, дождя, начальства, коллег по работе, городских сплетен. Калоши, зонтик, темные очки, кровать с пологом – этот человек жил и после смерти продолжал оставаться в милом его сердцу футляре, защищавшем его от реальной жизни.

 

"Ионыч" (1898)

Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя.

На превращении этого поначалу энергичного молодого человека в неповоротливого и озлобленного брюзгу Чехов останавливается очень подробно, вникая в изменения, которые постепенно происходят в образе жизни и в образе мыслей героя.

Такие герои Чехова, как Ионыч, добровольно обрекли себя на неинтересное, животное существование. Но сами они довольны собой : просто не замечают, что лишились главного – живой души. Всей логикой рассказа Чехов убеждает нас: ужасна мещанская среда, но человек должен бороться против ее влияния. Благородная цель в жизни, любимая работа не стала основой существования Старцева. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее.

 

 

Драмы

"Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни".

А.П. Чехов

Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев.

Spoiler: Highlight to view

  "Чайка" (1896)

"Чайка" считается самой жестокой и загадочной пьесой Чехова. Она резко отличается своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных концепций искусства и концепций жизни.

Здесь люди не слышат и не понимают друг друга, скандалят, влюбляются, стреляются. Все они самолюбивы, эгоистичны, мелочны. Все желают славы. Невозможно разобраться, кто из них талантлив, а кто нет.

Любовь, охватившая почти всех героев, составляет главное действие "Чайки" . Но не меньшую силу имеет и преданность ее героев искусству. И это чувство, пожалуй, оказывается выше любви, оказывается самым сильным стимулом для поступков главных действующих лиц.

 "Три сестры" (1900)

Пьеса "Три сестры" сразу после постановки на сцене и первых публикаций вызвала множество противоречивых откликов и оценок. Пожалуй, это единственная пьеса, породившая такое количество интерпретаций, споров, которые не прекращаются по сей день.

Это пьеса о счастье, недостижимом, далёком; о бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь; о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишенное надежд.

В центре внимания оказываются три сестры Прозоровы: Ольга, Маша и Ирина.

Три героини с разными характерами, привычками, но все они одинаково воспитаны, образованны. Их жизнь – ожидание перемен, одна-единственная мечта: "В Москву!" Но ничего не меняется.

"В Москву, в Москву!" – так и останется вечным символом несбывшихся надежд всех героев этой драмы А.П. Чехова.

 "Вишневый сад" (1903)

В "Вишневом саде" Чехов создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху и запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв пьесы, ее сюжет и содержание. Герои оказываются жертвами нечастных обстоятельств и собственного безволия, глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев.

В пьесе переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное.

 

 Крылатое чеховское слово

Считается, что Чехов начал свой путь короткими юморесками в несколько строчек, которые со временем разрослись до сценок, сценки – до юмористических рассказов, а те стали серьезными рассказами, затем появились повести и, наконец, драмы.

 

 

Spoiler: Highlight to view

  • Незнакомая девица похожа на закупоренную склянку с неизвестной жидкостью – попробовал бы, да страшно: а вдруг там яд? (из записной книжки Чехова)
  • Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. ("Леший")
  • "О женщины, женщины," – сказал Шекспир, и для меня теперь понятно состояние его души. (из записной книжки Чехова)
  • Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности. ("Суд")
  • Дедушке дают покушать рыбы, и если он не отравляется и остается жив, то ее есть вся семья.(Ранние юморески Чехова)
  • Университет развивает все способности, в том числе глупость. (Ранние юморески Чехова)
  • Позвольте вам выйти вон! ("Ворона")
  • Вы не имеете никакого римского права уходить без ужина. ("Три года")
  • Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны. (из записной книжки Чехова)
  • Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет… ("Бабье царство")
  • Я живой человек, одушевленное имя существительное! ("Суд")
  • Тираны и деспоты вы, мужчины, но как вы хитры и прекрасны! ("В пансионе")
  • Первая моя жена померла в молодых летах.

          - Отчего?

          - От глупости. ("Моя жизнь")

 

 

 Чехов глазами художников

 

 автор Г. Новожилов автор П.А. Нилус автор В.А. Серов
автор Г. Новожиловавтор П.А. Нилус (1902-1904)автор В.А. Серов (1903)
 автор К.А. Сюннерберг автор Н.И. Кравченко автор И.И. Левитан
автор К.А. Сюннербергавтор Н.И. Кравченкоавтор И.И. Левитан (1885-1886)
 автор Н.З. Панов автор О.Э. Браз автор Н.П. Чехов
автор Н.З. Панов (1903)автор О.Э. Браз (1898)автор Н.П. Чехов (1884)

 

 

 

 

 

                           Краеведческая кладовая

Наш сайт богат  уникальным краеведческим материалом. Многие  годы он бережно собирается по крупицам из различных источников.
Новая рубрика "Краеведческая кладовая" станет вашим путеводителем по  страницам раздела  "Краеведение" и  познакомит  вас с наиболее интересными фактами из истории  Сормовского района и Нижнего Новгорода.

Николая Алексеевича Зайцева коллеги называли творческим воплотителем замыслов и идей главного конструктора  Алексеева. Он умело воплощал их в чертежах и конструкциях.

В ЦКБ по судам на подводных крыльях  и поныне вспоминают, как золотое время, тандем Ростислав Алексеев – Николай Зайцев.




Прочитать о Н.А. Зайцеве  можно в материале, размещенном в разделе “Краеведение” на странице, посященной талантливому инженеру Николаю Алексеевичу Зайцеву.

 

Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки

Участник АРБИКОН

Госуслуги

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: sormlib@mts-nn.ru

Яндекс.Метрика