Наверх

БиблиоГиннесс

  Уважаемые читатели!

Рубрика "БиблиоГиннесс" представляет вам коллекцию удивительных фактов, а также самых  впечатляющих  рекордов и достижений  в области книгопечатания, писменности и литературы.

  

(Все выпуски)

Spoiler: Highlight to view




Самое древнее печатное издание

 

Самым древним печатным произведением можно назвать религиозный трактат под названием "Свиток Дхарани". Эта книга была напечатана 1 300 лет назад при помощи деревянного печатного станка, а найдена во время раскопок в 1966 г. близ корейского города Кёнджу. Именно здесь когда-то находилась столица раннефеодального государства Силла. Археологические раскопки проводились в храме Пульгукса, где было обнаружено мемориально-символическое сооружение, в котором буддисты хранили самые разные реликвии. После изучения свитка исследователи сделали вывод, что он был создан в период предположительно с 704 по 751 гг. н. э.

 

Сам свиток состоит из 12 оттисков, которые были склеены между собой и намотаны на палочку из бамбука. Оттиски были выполнены на корейской бумаге, которая традиционно изготавливалась из тутового дерева. Общая длина свитка составляет 630 см, а высота – 6 см.  Сегодня первое печатное произведение хранится в единственном экземпляре в Йонсейском корейском университете.

 


 


самая большая книга

Самая большая книга


Долгое время самым большим печатным изданием в мире являлась так называемая "Суперкнига", которая была издана в далеком 1976 году в американском городе Денвер. Книга содержит 300 страниц и имеет следующие габариты: высота — 3,07 м, ширина — 2,74 м, вес — 252,6 кг. Однако в 2004 году российское издательство "Ин" выпустило свое печатное издание под названием "Самая большая книга для малышей", размеры которого являются еще более внушительными: высота — 6 м, ширина — 3 м, а вес — целых 492 кг! В книге всего 4 страницы, на которых вольготно разместились 12 стихотворений известных детских авторов, в том числе и Сергея Михалкова.

 

Изготавливали эту огромную книгу на открытом воздухе. Был сделан уникальный стапель из дерева, и по специальной технологии книгу склеивали. На ХVII Московскую международную книжную выставку, проходившую в сентябре 2004 года, книгу доставляли на панелевозе – на той самой машине, на которой возят панели для строительства домов. 15 человек понадобилось, чтобы погрузить ее на платформу.

Эта гигантская книга получила заслуженные награды от русского клуба "Левша", а также была внесена в каталог "Книжная экспедиция", выпускаемый Управлением делами Президента Российской Федерации, что для любого издания является честью.

 


 

 

Самая маленькая книга


Самую маленькую в мире книгу создали канадские ученые-физики из Университета имени Саймона Фрейзера. Размеры миниатюрной книги всего 0,07 мм х 0.10 мм, поэтому неудивительно, что для ее прочтения вам потребуется электронный микроскоп, увеличивающий текст в 8000 раз.

Эта чудесная книжица носит название "Teeny Ted from Turnip Town" и повествует о подростке Теде и его приключениях. Шедевр миниатюры состоит из зо микроскопических таблеток, каждая из которых вырезана на отполированном монокристаллическом кремниевом кристалле, а стоимость шедевра миниатюры составляет $20000.

Однако данная книга пока еще не успела попасть на страницы рекордов Гиннесса как самая маленькая в мире, поскольку до недавнего времени таковыми считались "Новый Завет" короля Джеймса (5 мм х 5 мм, 2001 год) и “Хамелеон” А.П. Чехова (0,9 мм х 0,9 мм, 2002 год). Обе книжки официально зарегистрированы в Книге рекордов Гиннесса.

 


 

 

Самая дорогая книга


Самая дорогая книга в истории человечества была создана несколько столетий назад — это "Лестерский кодекс", который был написан лично Леонардо да Винчи. По сути, это даже не книга, а скорее тетрадь, в которой великий творец рассказывал о всех своих начинаниях, когда он жил в Милане в период с 1506 по 1510 год. Всего в рукописи 18 листов, причем они так хитро сложены, что образуют 72-страничную тетрадь. При этом записи, которые были сделаны великим маэстро, можно прочесть только при использовании зеркала. В 1994 году раритет был продан на аукционе за $30 млн. 800 тысяч. Кому бы вы думали? Биллу Гейтсу, тому самому легендарному миллиардеру.

 На втором месте - первое издание пьес Шекспира, опубликованное еще в 1623 году и проданное за $22 млн. 600 тыс. Произведение содержит 900 страниц, на которых находятся 36 пьес. Эта книга — единственная из сохранившихся, однако в мире существует несколько сотен ее копий.

 

 

Самая читаемая книга

 

Если вы любите читать, то, наверняка, не раз задавались вопросом — какая из ныне существующих книг считается самой читаемой в мире? Ответ, впрочем, знает почти каждый — это легендарная Библия. Ее безоговорочное лидерство было уже не раз доказано тем огромным тиражом, в каком она разошлась по всему миру — это порядка 6 млрд экземпляров! Этому во многом поспособствовал немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг, который в 1440 г. показал миру первый печатный станок.
В настоящее время Библию можно прочитать на 2377 (двух тысячах трехстах семидесяти семи) языках всего мира, а над ее переводом работали и работают тысячи переводчиков. Каждый год на Земле продается или бесплатно распространяется порядка 100 миллионов копий этой великой книги.

Второе место занимает занимает цитатник из произведений великого Мао Цзэдуна, который разошелся тиражом в 900 млн экземпляров. Бронза достается произведению английского писателя Джона Толкина "Властелин колец", которое было продано в количестве 100 млн книг. 

 


 

 

Самая древняя библиотека

 

В государстве Шумер библиотеки существовали уже более 50 веков назад. Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда. Среди всех прочих находок они увидели тысячи разнообразных по размеру и форме клинописных глиняных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни, хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов и произведения художественной литературы. Ученые увидели и как хранились эти таблички, как была организована библиотека.

 Таблички складывались в ивовые корзины, которые завязывались, к ним прикреплялись этикетки с надписями о характере содержащихся в корзине материалов: "Медицина", "История", "Статистика", "Документы, касающиеся сада", "Посылка рабочих" и другие.

(Продолжение следует)

 


 

 

Самая древняя библиотека. Продолжение

 

Крупнейшей сохранившейся библиотекой древнего мира и древнейшей из всех известных библиотек считается библиотека царя Ашшурбанипала. Она составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) и служила также государственным архивом.

Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25000 глиняных табличек с клинописными текстами.

Специалисты считают, что до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов.

 После смерти царя фонды разошлись по различным дворцам. При входе в библиотеку была надпись: "Того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть будет предано забвению в этой стране", — такое предостережение должно было повергнуть в состояние страха каждого, кто лишь подумает похитить книгу из царской библиотеки в Ниневии.

 


 

 

Эпос о Гильгамеше

 

"Эпос о Гильгамеше", или поэма "О всё видавшем" — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в XXII веке до н. э. в Древнем Шумере. Считается, что этот эпос  создавался в течение тысячи лет. Его наиболее полная версия была обнаружена в середине XIX века при раскопках  библиотеки царя Ашшурбанипала. Она записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включает около 3 тысяч стихов и датирована VII веком до н. э.

 До нас дошло пять поэм о Гильгамеше, в которых  рассказывается  о приключениях легендарного основателя города Уруку Гильгамеша и его друга Энкиду. "Эпос о Гильгамеше" — это гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает.


 

Первые книги на Руси


Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к IX-X векам. Создатель славянской азбуки Кирилл столкнулся в Херсонесе с книгами, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим. Книги были на вес золота, так как делались из очень дорогого материала – пергамента. По греческим, славянским и древнерусским рукописным книгам в конце X – начале XI веков обучали княжеских детей и детей знати.

 

 Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце XV века.  Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”.

 


 

 

Библиотека Ярослава Мудрого


Первая древнерусская библиотека была основана Киеве в Софийском соборе великим князем Ярославом Мудрым. Лето­пись свидетельствует, что "...Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии,  которую создал сам".

В той же летописи под 1037 годом подчер­кивается, что Ярослав собрал много пе­реводчиков и писцов, которые перево­дили книги с греческого на славянский язык и создавали новые рукописи.

В этой мастерской по созданию книг напряженно трудились переписчики и переплетчики, редакторы и переводчики, художники и мастера по выделке пергамента. По предположению ряда ученых, в мастерской при Святой Софии труди­лось до 20 человек. (Продолжение следует) 


 

 

Библиотека Ярослава Мудрого. Продолжение


В библиотеке Ярослава Мудрого было самое полное собрание письменных памятников древней Руси – Евангелия, Книги пророков, Жития святых. Кроме богослужебных книг там хранились и другие рукописи. Наши предки охотно читали сочинения энциклопедического характера - "Изборники", "Шестидневы", "Физиологи", в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии. В княжеской библиотеке хранились и важные государственные документы.

 К сожалению, из всех книг, перепи­санных до 1054 года (год смерти Яросла­ва), сохранилась до наших дней только ки­рилловская часть Реймсского Евангелия, привезенного дочерью князя Анной Ярославной во Францию в 1051 году.



 

 

Остромирово Евангелие


"Остромирово Евангелие"  - древнейшая русская рукописная книга, написанная в середине XI века. Памятник культуры мирового значения и бесценное достояние России. С 1806 года рукопись хранится в Российской национальной библиотеке.
Ценнейший памятник старославянского языка русского извода состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Евангелие написано дьяконом Григорием в 1056 - 1057 годах для новгородского  посадника Остромира, который в надписи книги назван "близоком" (родственником) князя Изяслава Ярославича.

Исключительное историко-культурное и научное значение "Остромирова Евангелия" определяется тем, что это древнейшая из сохранившихся восточнославянская точно датированная рукописная книга, то есть книга, имеющая зафиксированную писцом дату создания. 

 

 


 

 

Самая длинная книга в мире по продолжительности

 

Задаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину.
Французский драматург, писатель и поэт Жюль Ромен стал автором самого длинного произведения в мире. Роман называется "Люди доброй воли" (Les Hommes de bonne volonte) и состоит он из 27 томов.

Трудно даже представить, но произведение насчитывает более двух миллионов слов на 4 959 страницах. Только оглавление занимает 50 листов. Примечательно, что в книге нет единой и четкой сюжетной линии, а количество персонажей превышает четыре сотни. Весь процесс написания книги у автора занял 14 лет - с 1932 по 1946 гг.

В целом роман рассказывал о событиях 1908-1933 годов. Автор этим произведением скорее пытался помочь разобраться во всех перипетиях кризисного времени, с которыми столкнулся французский народ.
Тем не менее, сам роман впоследствии был подвергнут жесткой критике. Литературный мир не принял произведение так, как этого хотел создатель. Сторона обвинения предписывала этому произведению искаженную констатацию фактов.  Ромен критиковался за неправильное понимание истории.

Поэтому если вы готовы оправдать писателя, пусть даже в XXI веке, тогда начинайте читать самую длинную книгу в мире.

 


 

 

Самая таинственная книга


Одной из самых загадочных книг в мире является манускрипт Войнича, написанный на непонятном языке, непонятными символами, с непонятными иллюстрациями.

Книга названа в честь ее последнего владельца Вильфрида Войнича - коллекционера редких книг. Он приобрел манускрипт в 1912 году  у итальянских иезуитов виллы Мондрагоне.

Сейчас таинственная рукопись хранится в библиотеке редких книг Йельского университета (США). Радиоуглеродный анализ страниц манускрипта показал, что бумага была произведена в 15 веке.

Язык, которым написаны тексты, совершенно непонятен: ни буквы, ни слова неизвестны сегодняшней науке. В рукописи помимо текстов множество рисунков, нарисованных примитивно, но детально. Как и тексты, рисунки тоже совершенно необъяснимы.

За последние сто лет манускрипт пытались неоднократно расшифровать самые светлые умы человечества и лучшие криптографы мира, но все эти попытки закончились полной неудачей. Стали склоняться к версии, что это большая средневековая мистификация. Но эта гипотеза оказалась несостоятельной: с появлением мощных компьютеров выяснилось, что язык рукописи является совершенным шифром, а сам манускрипт содержит какое-то скрытое послание.

Попытки расшифровать манускрипт Войнича ведутся до сих пор.




Самые старые газеты в России


Печатные газеты появились несколько столетий назад и быстро завоевали популярность. Самые старые появились на востоке. В Россию эта "мода" пришла из Европы.

Газеты изначально на Руси писались от руки, их именовали "Вестовыми письмами". Впервые они появились в 1613-ом году. Внешне эти рукописные издания выглядели как длинные ленты.

До наших дней удалось сохранить такой экземпляр. Он бал написан в 1621-ом году и назывался "Куранты".

Рукописные варианты выпускались до начала восемнадцатого века, пока по указанию Петра I не увидела свет печатная версия газеты "Ведомости". Это новшество было привезено им из Европы, и впервые напечатанная газета вышла в 1702-ом году. Царь лично делал подборку информации. Название газеты видоизменялось, однако слово "Ведомости" в нём всегда присутствовало.

Сначала тираж составлял тысячу экземпляров, газета была размером с половину тетрадного листа и издавалась нерегулярно. До наших дней удалось сохранить один такой выпуск, напечатанный в январе 1703-го года. Именно эта дата считается днём рождения журналистики в России. Первая газета была общедоступной, её цена и тираж менялся, доходя иногда до четырёх тысяч, однако популярностью она не пользовалась. Издавались "Ведомости" до 1725-го года.

Бум газетного дела в России начался во второй половине девятнадцатого века. Чёткие разграничения в периодике по тематике объявлений, новостей, сводок глобальной информации появились лишь к концу девятнадцатого века.



Самая секретная библиотека


Библиотека Ватикана, появившаяся в XV веке, хранит чуть ли не все священные знания человечества. Она содержит 1,6 млн. печатных изданий (как современных, так и старинных), 8300 первопечатных книг (из них 65 отпечатаны на пергаменте), 150 тысяч рукописей и архивных томов, 300 тысяч медалей и монет, а также 100 тысяч гравюр.

Большая часть фонда является засекреченной, а к некоторым книгам доступ имеет лишь Папа Римский. Также легенды гласят, что в помещениях библиотеки римско-католической церкви множество секретных комнат, о которых известно лишь посвященным. Там находятся бесценные рукописи, которые проливают свет на различные тайны мироздания.

Ватиканская библиотека притягивает, как магнит. Чтобы раскрыть ее многочисленные тайны, нужно поработать с ее фондами, а это совсем не просто. Доступ читателей к многочисленным архивам строго ограничен. Официально библиотека считается открытой для научных и исследовательских работ, но ежедневно в нее могут попасть лишь 150 специалистов и ученых. Такими темпами на изучение находящихся в библиотеке сокровищ уйдет 1250 лет.




Самые необычные книги

Сейчас в мире высоких и самых современных технологий уже ничем невозможно удивить человека, особенно, если это будет книга. Дома людей заполняют всевозможные гаджеты, которые отодвигают ее на задний план. Исторические романы, детективы, захватывающие приключения, да просто кулинарные рецепты - вот что дарят нам книжные страницы. Некоторые люди не желают читать романы и рассказы на телефоне или планшете, им необходимо ощущать пальцами бумагу, переворачивать хрустящие страницы.

Поэтому книга никогда не исчезнет из жизни человека, особенно, если это будет необычная книга.

Все любители интернета прекрасно знают, что такое Википедия. Такой сервис существует во многих странах мира и доступен в электронном варианте. Дизайнер Роб Мэттьюс решил воссоздать самые посещаемые темы Википедии на страницах печатной литературы. Так и родилась бумажная Википедия, которая представляет собой 5000 страниц печатного текста. В высоту такой том составляет около 30 см, конечно же поднять его почти невозможно.

Самая необычная книга по кулинарии выпущена в Хорватии. Чтобы прочесть на ее страницах заветные рецепты, необходимо томик обернуть фольгой и запечь в духовке. После воздействия высоких температур на страницах появляется текст, который будет исчезать по мере остывания книги.

Кто хотя бы раз не засыпал над чтением, вот в эти моменты бы пригодилась мягкая и уютная подушка. Для таких людей в Японии выпустили подушку, которая замаскирована под книжное издательство. Обложка выполнена в сине- голубых оттенках, а если развернуть это чудо, то книга превращается в удобную подушечку. Когда такой томик под рукой, лечь спать можно в любой момент и в любом месте.

Любителям изысканных вещиц придется по вкусу книга из лепестков садовых цветов, которые изготавливает Фрэнсис Пикеринг. Свои работы она оформляет частями цветов, а в качестве основы использует страницы старых журналов для садоводов. Такие нежные и необычные книги раскупаются очень быстро, ведь ими прекрасно можно дополнить интерьер, выполненный в эко - стиле.

Конечно, на этом список самых необычных книг не заканчивается. Ведь художники, декораторы и даже скульпторы берут за основу именно такую форму, а затем преображают ее в настоящие произведения искусства.




Самая длинная родословная


Самую могучую крону имеет генеалогическое древо великого русского поэта А. С. Пушкина (1799-1837). В его роду насчитывается почти три тысячи знаменитостей.

Это сенсационное открытие принадлежит профессиональному военному Андрею Черкашину, полжизни отдавшему исследованию родословной Пушкина и написавшему книгу "Поэт и вся История России".

Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов, композиторы Мусоргский, Рахманинов — все в числе родственников Пушкина. Александр Невский, например, его прямой предок в двадцать первом колене. Есть в родословной великого поэта двенадцать святых православной церкви.




Самый плодовитый литератор


Самым плодовитым русским литератором можно с полным правом считать Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833). По некоторым подсчетам, его сочинения, будь они изданы вместе, составили бы 350 томов обычного формата. Болотов прожил 95 лет и повидал 7 царствований: от Анны Иоанновны до Николая I. Его можно считать рекордсменом-долгожителем среди русских писателей.

Болотов происходил из обедневшего дворянского рода, восходящего к XVI столетию. Родился в селе Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии в семье офицера (полкового командира). Свое главное произведение — "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков" он создавал с 1789 по 1816 год. По форме оно напоминает письма другу, их более 300.



В свое время Александр Блок написал диссертацию "Болотов и Новиков". При жизни Андрей Болотов был известен и как литературный критик. Но подлинную, отчасти даже прижизненную славу принесла Болотову... агрономия.




Первый русский букварь


Буквари, да и другие учебники были самыми читаемыми книгами на Руси.

Первое пособие для обучения грамоте - букварь - издал в 1634 году известный печатник Василий Федорович Бурцов-Протопопов, который в 1633-1642 годах ведал технической частью Московского Печатного Двора.

До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была "Псалтирь" (книга библейских псалмов).



В 1694 году монах Карион Истомин (ок.1640 — 1717), русский поэт и просветитель представил ко двору первый русский иллюстрированный букварь. Каждая буква алфавита сопровождалась рисунком предмета на эту букву. Букварь знакомил с латинской, греческой и польской азбуками. В книге почти полностью отсутствовали религиозные тексты. Предназначался букварь не только "отрокам", но и, что было тогда новым, "отроковицам".




Первый поэт в мире: кто написал первое стихотворение


Принято считать, что самые древние авторские стихотворения в мире были написаны еще  23 в. до нашей эры. Энхедуанна – именно так звучит имя той первой поэтессы, чьи творения дошли до настоящего времени. Предполагается, что в то время она была жрицей и аккадской принцессой.

Сочинениями поэтессы являются "Гимны к Инанне". Эти религиозные поэмы посвящены главному женскому божеству, богине Инанне. Все ее работы примечательны тем, что сказание в них ведется от лица автора, то есть от первого лица.

Увительно, что сохранилось немало фактов о самой Энхедуанне. Например, известно, что поэтесса была дочерью Саргона, который являлся первым правителем объединенных северной и южной Месопотамий.

Работы первой поэтессы были обнаружены сравнительно недавно, в 20-х годах прошлого века археологом из Англии.

Его находка представляла собой полупрозрачный диск, сделанный из алебастра. На одной стороне этого диска сохранилось изображение жрицы, а вот на другой стороне – клинопись.

Именно в 1927 году удалось увидеть не только клинопись, но и то, как выглядела сама поэтесса. Благодаря ей с тех пор помимо имен правителей в клинописях стали упоминать и имена жриц.
На перевод самого известного труда Энхедуанны, в котором восхваляется Инанна, было потрачено немало лет. Полностью эта работа была переведена лишь в 1968 году.




Самая тяжелая книга в мире


"Кодекс Гигас" (лат. Codex Gigas, Гигантский кодекс) — самая тяжелая книга в мире. Она известна также под названием "Библия дьявола".
Рукописный свод имеет 624 пергаментные страницы. Размеры деревянных обложек составляют 92 на 50 см. На изготовление книги ушли шкуры 160 ослов. Общий вес манускрипта - 75 кг.

Книга была написана на латыни от руки в XII веке и по праву считается восьмым чудом света. В содержании есть Ветхий и Новый Заветы, сборники назидательных и занимательных рассказов для проповедников, заговоры и календари дней святых.

С XVII века книга хранится в Национальной библиотеке Швеции. "Библию дьявола" вывезли шведские войска из Праги в Стокгольм. Она стала подарком для шведской королевы Кристины. С тех пор рукопись только дважды покидала Швецию — когда были организованы выставки в Нью-Йорке и Берлине.

Кроме своего выдающегося веса, книга интересна своей легендой. В легенде говорится, что один из чешских монахов из города Подлажице в Богемии совершил самый страшный грех, а для того чтобы его искупить, он дал обещание настоятелю за одну ночь написать книгу, которая должна была содержать все знания человечества.

К середине ночи этот монах понял, что ему не под силу справиться с теми обязанностями, которые он возложил на себя, поэтому он обратился за помощью к дьяволу, продав ему свою душу. Взамен дьявол помог ему создать "Кодекс гигантов".

Именно в этой книге можно найти самое знаменитое изображение дьявола, которое увидел весь мир.




Книга, которую можно читать бесконечно


Книга Раймонда Квинау называется "Сто тысяч миллиардов стихов". Такое огромное количество рифмованных произведений вполне умещается в относительно тоненькой книжечке.
В книге всего 10 сонетов, но каждый из них разрезан на тонкие полоски в одну строку длиной. Читатель может комбинировать полоски в любом порядке — ритмический рисунок от этого не изменяется, а смысловой рисунок приобретет весьма неожиданные оттенки.
Если читатель захочет сложить все возможные комбинации и будет читать их вслух круглосуточно, у него на это уйдёт примерно 200 тысяч лет.




Самая большая коллекция самых маленьких книг

 

Самая большая частная коллекция миниатюрных книг - у жителя Венгрии Йожефа Тари.

В общей сложности, его библиотека состоит из более чем 4500 экземпляров. При этом, самая большая книга в высоту не превышает и семи сантиметров.

Началось увлечение Йожефа еще в далеком 1972-м году. С тех пор коллекция продолжает расти. Благо, для себя венгр сделал только одно условие – книга не должна быть крупнее семи сантиметров. В его коллекции есть даже самая маленькая в мире книга. Помимо книг, в библиотеке Йожефа присутствует несколько десятков периодических изданий. Оказывается, миниатюрные форматы могут быть характерны и для газет.




  
 

Стихотворение, которое автор  писал всю свою жизнь


Писатель, переводчик и один из крупнейших поэтов XX века — Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года и, конечно, февраль был для него особым месяцем. Своё самое любимое и, пожалуй, самое знаменитое стихотворение «Февраль» он впервые написал в 1912 году, когда ему было 22 года. Первое четверостишие родилось как будто его кто-то продиктовал. К остальному тексту он возвращался всю жизнь.

Наиболее существенные правки поэт внёс в стихотворение, когда ему исполнилось 38, а затем 55 лет — кризисные моменты в жизни человека, когда меняется его мировоззрение и происходит переоценка ценностей.

  

В 1945 году поэт включил в сборник «Избранное» новый вариант произведения, однако спустя десятилетие вернулся к прежней его редакции. Таким образом «правильный» с точки зрения самого Пастернака «Февраль» — это стихотворение в редакции 1928 года. Сравнивать его с более ранним вариантом очень интересно: меняется всего несколько слов, но какие разные ощущения от мгновения пойманы юношей и зрелым человеком!

 

Можно сказать, что это стихотворение — слепок изменчивой жизни, отражающий внутреннюю и внешнюю реальность через впечатления, пойманные «на лету».

***

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Меня б везли туда, где ливень
Сличил чернила с горем слез.

Где, как обугленные груши,
На ветках, — тысячи грачей
Где грусть за грустию обрушит
Февраль в бессонницу очей.

Крики весны водой чернеют,
И город криками изрыт,
Доколе песнь не засинеет
Там над чернилами навзрыд.

1912

***

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

1928

Источник


Писатель с самым необычным хобби


Николай Гоголь  остается одной  из самых загадочных фигур в русской классике.

Любопытно, что писатель знаменит  не только своими произведениями, но и необычными хобби.

Гоголь сам кроил и шил себе наряды, и даже  обшивал любимых сестёр, которых у него было четыре. Согласно свидетельству очевидцев Николай Васильевич преуспел в вязании:

"Ну, сидеть, да смирно!" — скажет он и продолжает своё дело, состоявшее обыкновенно в вязанье на спицах шарфа или ермолки или в писании чего-то чрезвычайно мелким почерком на чрезвычайно маленьких клочках бумаги». (Дмитрий Погодин)Современники припоминали, что Гоголь с удовольствием вышивал. А сестра писателя, Ольга, рассказывала, что Николай Васильевич был не прочь попрактиковаться в  ткачестве. «Он ходил к бабушке и просил шерсти, вроде гаруса, чтобы выткать поясок: он на гребёнке ткал пояски», — вспоминала Ольга.

 


 

 

"Но можно рукопись продать..", или Самые большие гонорары писателей 19 века

 

Издатель и выдающийся коммерсант своего времени Н.А. Некрасов, выплачивая в журнале «Современник» гонорары писателям, полушутливо жаловался в стихах:

Дорог ужасно Тургенев —
Публики первый герой —
Эта Елена, Берсенев,
Этот Инсаров... ой-ой!

Выгрузишь разом карманы
И поправляйся потом!
На Гончарова романы
Можно бы выстроить дом.

Дом, действительно, можно было бы выстроить, но только если писать, например, по одному такому роману в год или хотя бы в два. Однако выдающиеся романы великих писателей тиражирования и поточного производства не предполагают, поэтому примеры исключительно высоких гонораров остаются именно исключениями.

Одним из немногих писателей, кому удавалось жить всей большой семьей на доходы от литературных произведений, был Л.Н. Толстой, имевший в литературной среде славу не только великого писателя, но и исключительно жесткого переговорщика, умевшего назначить и отстоять самую высокую цену за свои объемные книги.

Так, еще в 1863 г. у М.Н. Каткова — редактора журнала «Русский вестник» — он хотел получить за публикацию «Казаков» и «Поликушки» 1000 руб. за 7 листов, а за остальные листы — больше чем по 200 рублей. Деньги графу были срочно нужны для уплаты бильярдного долга некому пехотному капитану (Катков пытался возражать: поначалу ведь договаривались всего на 150 руб. за лист).

Тому же Каткову он отдал «Войну и мир» по 500 рублей за печатный лист и сам занялся подготовкой ее отдельного издания. «Анна Каренина» «стоила» 20 тыс. руб., т.е. те же 500 руб. за лист. За последний свой роман «Воскресение» писатель получил от издателя «Нивы» Маркса феноменальные тысячу рублей за лист (и отдал их на переселение в Канаду духоборов — «людей XXV столетия»). Толстой (а также Софья Андреевна) был одним из немногих, кто успешно занимался самостоятельным изданием книг, — делом хлопотным и ненадежным.

Источник



 

 

Самый молодой член союза писателей

 

Самым молодым членом Союза писателей Москвы  в 2001 году стала 13-летняя школьница Катя Сполитак - жительница далекого якутского города Нерюнгри. До этого времени  "несовершеннолетним рекордсменом" считался принятый в 17-летнем возрасте в Союз писателей Евгений Евтушенко.

Первая книга Кати «Зелёный блокнот» вышла в  Москве в 1998 году, когда ее автору было всего 10 лет. Вторая книга стихов и графики «К России…» вышла в 2000 году, и в 2003 году - новая книга стихов и графики «Сердечко мотылька».

 



Тайная история премии Нобеля

 

Известно, что Нобелевская премия по литературе вручается ежегодно с 1901 года. Специальным комитетом проводится отбор кандидатов, а затем с помощью экспертов, литературоведов и лауреатов прошлых лет выбирается победитель.

Однако, благодаря архивным находкам в Университете Упсалы, стало известно, что премия по литературе могла вручаться и в XIX столетии. Скорее всего, она была учреждена дедом Альфреда Нобеля, Эммануэлем Нобелем — старшим, который в конце XVIII века в переписке с друзьями обсуждал идею об учреждении международной литературной премии.

В списке лауреатов премии, найденном в шведском университете, есть имена и русских писателей — Фаддея Булгарина (1837), Василия Жуковского (1839), Александра Герцена (1867), Ивана Тургенева (1878) и Льва Толстого (1894).  О механизме отбора победителей в тот период  и других деталях процедуры присуждения награды, к сожалению, неизвестно почти ничего. Официальная история премии началась для России в 1902 году.

 Источник

 

 

 

Марк Твен и комета Галлея


Марк Твен родился в 1835 году в день, когда рядом с Землей пролетала комета Галлея.

Вроде бы в этом нет ничего удивительного, многие другие люди родились в тот же день. Однако, писатель умер в 1910 году, опять же в день, когда комета Галлея пролетала рядом с Землей.

Интересно, что сам писатель предсказывал день своей смерти. Он писал «Я пришел в этот мир вместе с кометой Галлея в 1835 году. Когда она опять появится в следующий раз, я, наверное, исчезну вместе с ней».

  


 

 

Какие книги пользовались популярностью  в начале XX столетия?


В открытых источниках сейчас можно найти любопытный документ. Это отчет библиотеки Сибирской железной дороги города Томска за 1913 год, изучив который, можно сделать выводы о читательских предпочтениях того времени. И мы хотели бы вкратце познакомить вас с самыми интересными фактами из этого документа.

Итак! Вот она Двадцатка самых популярных русских писателей 1913 года. В скобках — количество томов, выданных библиотекой за год.



1. Лев Толстой (1689);

2.Александр Амфитеатров (1086) — автор множества длинных, простых по мысли романов из современной отечественной жизни. Забыт.

3.Анастасия Вербицкая (1015) — женщина, писавшая для женщин, автор романов о сильных, решительных женщинах, пробившихся в люди благодаря своим личностным достоинствам. Полностью забыта;

4.Василий Немирович-Данченко (911) ;

5. Федор Достоевский (902);

6. Антон Чехов (829);

7. Иван Мясницкий (Барышев) (790), автор юмористических рассказов. Полностью забыт; 8. Игнатий Потапенко (776) — забытый автор великого количества больших, старомодных романов. Забыт без следа;

9. Генрих Сенкевич (753) —польский писатель, активно читаемый в то время на русском. Писал преимущественно исторические романы. В  России его читают и  сейчас, но совсем мало;

10. Всеволод Соловьев (731) — автор исторических романов. В наше  время больше помнят философские  труды его  брата - Владимира, и  исторические труды его отца Сергея Соловьева;

11. Евгений Салиас (696) — автор романов,  основанных на событиях  отечественной истории 17–18 века; Сегодня интересен  только  специалистам в области литературоведения  и истории;

12. Дмитрий Мамин-Сибиряк (670) . Этого  писателя мы до сих пор вспоминаем по школьной программе.  Он автор известной сказки «Серая шейка» и других сказок о животных;

13. Максим Горький (590) .

14. Николай Лейкин (552) —  забытый автор юмористических рассказов;

15. Иван Тургенев (559);

16. Леонид Андреев (551)

17. Иван Гончаров (498);

18. Казимир Баранцевич (409) — автор забытых трагикомических рассказов;

19. Ольга Шапир (408) — феминистка и автор любовных романов.  Сегодняшнему читателю неизвестна;

20. Александр Островский (371).


Куда более скромные успехи имели многие известные и читаемые сегодня  писатели: Куприн (319), Лесков (130), Мережковский (97), Бунин (48). Все авторы гимназического курса  не пользовались популярностью: Пушкин (225), Гоголь (143), Лермонтов (98), Грибоедов (48).

Множество писателей, имена которых сегодня на слуху и неразрывно связаны  с культурой того времени, читались мало (менее 100 выдач): Гаршин, Аксаков, Козьма Прутков, Глеб Успенский, Тютчев, Фет, Брюсов.


Зарубежная литература  интересовала читателей меньше, чем отечественная. Лидеры по выдаче в этой категории выглядели так: Золя (516), Мопассан (508), Дюма (480), Елизавета Вернер (357), Гюго (362), Конан Дойль (351), забытый Шпильгаген (267), неведомый ныне в России Бласко Ибаньес (250), полузабытый Эжен Сю (248), Марк Твен (237).

источник




Писатель-вегетарианец - автор кулинарной книги


Убежденным вегетарианцем был Николай Лесков. Писатель проводил активную пропаганду такого образа питания, даже издавал рецепты вегетарианских блюд, которые сам с удовольствием не только ел, но и готовил. Он с увлечением собирал материал для издания кулинарной книги.

Кулинарная книга  вышла  в 1894 году под названием: "Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьёй о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели. Составлена по иностранным и русским источникам".


Факт выхода книги и увлечение Лескова вегетарианством вызвало немало насмешек и травли,  как со стороны некоторых критиков, так и со стороны прессы. Писатель старался не замечать подобные выпады и лишь изредка отвечал оппонентам, приводя как аргумент известных людей-вегетарианцев – Пифагора, Сократа, Сенеку, Байрона, Платона. Он был первым писателем в России, кто осветил в книгах этот стиль питания. В рассказах "Полунощники" и "Соляный столб" есть персонажи-вегетарианцы, которые "не ели ни масса, ни рыбы, а питались лишь одною растительной пищею".

 


 


 Самая читающая страна в мире


Эксперты компании NOP World  задались целью выяснить, в каких странах жители больше всего любят читать.

В мониторинге анализировалась вся прочитанная литература - как художественная, так и научная.

Результаты оказались неожиданными. Согласно выводам аналитиков самой читающей страной в мире названа Индия. Ее жители в среднем проводят за книгами 10 часов 42 минуты в неделю. Чуть меньше времени уделяют чтению в Таиланде – 9 часов 24 минуты . В тройку лидеров попали и китайцы с результатом 8 часов в неделю.


А вот как выглядит топ  десяти самых читающих стран в мире:

  • 1. Индия – 10 часов 42 минуты;
  • 2. Тайланд – 9 часов 24 минуты;
  • 3. Китай – 8 часов;
  • 4. Филиппины – 7 часов 36 минут;
  • 5. Египет – 7 часов 30 минут;
  • 6. Чехия – 7 часов 24 минуты;
  • 7. Россия – 7 часов 06 минут;
  • 8. Швеция – 6 часов 54 минуты и  Франция - 6 часов 54 минуты;
  • 9. Румыния – 6 часов 48 минут и  Саудовская Аравия – 6 часов 48 минут;
  • 10. Гонконг – 6 часов 42 минуты.

Индия оказалась на первом месте по количеству времени, которое население проводит за книгами. И причина этого, видимо, не только в таланте индийских писателей, но также и в низком уровне жизни. Когда другие развлечения (кинотеатры, заграничные путешествия, телевизор) труднодоступны, книга становится настоящим спасением.

Неплохо также чувствует себя литература там, где ей не приходится выдерживать сильнейшую конкуренцию с телевидением – в Китае. Телевидение в этой стране предпочитает не развлекать, а воспитывать. В результате китайцы читают больше, чем по часу в день.

Впрочем, чтение – необязательно досуг для бедных. Как показало исследование,  в богатых Швеции и Саудовской Аравии люди также читают много и с удовольствием.

От себя  добавим, что данный анализ проводился несколько лет назад. Как изменилась ситуация с чтением в странах  к сегодняшнему дню  - найти в открытых источниках нам  не удалось. Очень хотелось бы, чтобы Россия вернула  себе звание  самой читающей страны  в мире.  




Писатель-рекордсмен: миллион книг за несколько лет


Долгое время рекорд плодовитости среди писателей держал Александр Дюма. Его полное собрание сочинений, вышедшее в 1860 году, включает 301 том.
Другой французский писатель, Жорж Сименон, — автор более 400 романов.
Ещё один рекордсмен, известный автор фантастики и научно-популярных книг Айзек Азимов, выпустил более 500 книг.

В области театра никто не превзошёл испанского драматурга XV—XVI веков Лопе де Вегу. На его счету 1800 пьес. Все они в стихах, в сумме 21 316 000 строк. Ни одна из пьес не заняла у своего создателя более трёх дней, а часто он писал пьесу за сутки.

 

Но век компьютерных технологий предоставил современным авторам значительные преимущества перед предшественниками. И мировым писателем-рекордсменом сегодня заслуженно можно назвать  современного американского ученого  Филиппа  Паркера.


Паркер  с детства пристрастился к чтению различного рода словарей, справочников и  энциклопедий. Он закончил три ВУЗа, где изучал экономику, математику и биологию. Паркер  - профессор и заведующий кафедры экономики в международной бизнес-школе INSEAD во Франции, имеет докторскую степень.


Увлечение словарями для Филиппа Паркера не прошло даром. Ученый создал и запатентовал специальную компьютерную программу "Long Tail", которая сама собирает информацию из интернета и различных баз данных, и с помощью специального шаблона создает из нее удобочитаемые книги. Подобная программа далась господину Паркеру не в один миг. Работа над ее разработкой продолжалась восемь лет.


Филипп Паркер пишет  книги на самые разные тематики и с фантастической скоростью. На  создание каждой из них уходит 15-20 минут. По заявлению самого Филиппа Паркера, на сегодняшний день со стапелей его текстового конвейера сошло миллион наименований книг, на титулах которых стоит его имя как автора. И по большей части это монументальные труды с несколькими сотнями страниц. Их качество  ничуть не уступает тем, что годами пишут специалисты.


И самое интересное: если изначально  цифровые алгоритмы ученого  идеально  справлялись лишь с написанием  справочников и энциклопедий, то на сегодняшний момент литературные роботы Паркера  с легкостью пишут и стихотворные произведения.

 


 


Первое полное издание произведений Шекспира

"Первое фолио" Уильяма Шекспира


Трудно переоценить влияние творчества Уильяма Шекспира на мировую литературу. Работы великого поэта и драматурга по-прежнему читаются и почитаются во всем мире, несмотря на то, что с момента его смерти в 1616 году прошло уже  400 лет.

"Первое фолио" - это замечательная книга, поскольку она является первым авторитетным собранием пьес Шекспира, когда-либо опубликованных.

Книга была составлена друзьями и деловыми партнерами Шекспира Джоном Хеминджем (John Heminge) и Генри Конделлом (Henry Condell), которые помогали ему управлять его театральной труппой. По этой же причине у них был доступ к черновым вариантам, заметкам и ремаркам великого драматурга.

По мнению многих историков и поклонников автора, "Первое фолио" - это лучшее представление пьес Шекспира, не обработанное редакторами и современными переводчиками.

Впервые книга вышла в 1622 году под названием "Мистера Уильяма Шекспира комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов".  За два года (1622-1623 гг.) было издано около 750 копий "Фолио". Собрание сочинений содержит 36 пьес и сонеты, а это почти все, когда-либо написанное автором.

Тем не менее, "Первое Фолио" – книга несовершенная: сюжетные линии некоторых пьес  изменены или удалены совсем, а  в текстах  присутствует ряд существенных опечаток.

Редкость оригинального издания в сочетании с репутацией Шекспира делают книгу одной из наиболее ценных в мире. В 2006 году копия книги была продана на аукционе Сотби за 2,8 миллиона фунтов стерлингов (примерно 4,2 миллиона долларов).



Самое популярное дерево в русской поэзии



Средь избранных дерев береза

Непоэтически глядит;

Но в ней  - душе родная проза

Живым наречьем говорит.


Из  нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, береза, словно

От милой  матери  письмо.                   

            

                                 (П. Вяземский. 1855 год)


Эту  информацию  мы почерпнули  в книге Михаила Наумовича Эпштейна “Природа, мир, тайник вселенной...”  (Эпштейн, М Н.   "Природа, мир, тайник вселенной...": система пейзажных образов в русской поэзии  / М. Н.  Эпштейн. - М.: Высш. шк., 1990. - 302 с.)


Автором книги   было исследовано  3700  произведений  130 русских поэтов. Это  первый  опыт системного изучения пейзажных образов русской поэзии  от В. Тредиаковского до поэтов наших дней. Количество  изучаемых произведений того или другого автора определялось, во-первых, художественным значением его творчества, во-вторых, объемом поэтического наследия, в-третьих, местом пейзажных мотивов в этом наследии.


“Какие деревья считаются наиболее поэтическими в России, если исходить из  количественных признаков?


На первом месте, безусловно, береза, образ которой раскрывается в 84 стихотворных произведениях (из рассмотренных  около 3700, посвященных природе).


Далее в порядке убывающей частоты, следуют: сосна - 51, дуб  - 48, ива - 42 , ель и рябина – по 40, тополь – 36, клен и липа – по 30. Другие деревья   описываются значительно реже: осина  и пальма  - по 7, кипарис - 6, верба, бузина, вяз, кедр – по 5 .


Часто встречаются образы цветущих и плодоносящих деревьев и кустарников: сирень - 29, черемуха - 25, виноград - 18,  яблоня - 15, вишня - 10, орех – 8, груша, слива, лимон, апельсин  - по  4-5...


Количественное соотношение разных "пород"  менялось  от эпохи к эпохе. Поэты  первой половины XIX века, например,  Пушкин, чаще обращался к дубу и сосне, и лишь  со второй половины столетия – от  А. Фета  и Н. Огарева – начинается  поэтический культ березы, достигший  кульминации у С. Есенина.  XX век неожиданно раскрыл образные возможности тополя, который раньше почти не привлекал внимания”.*


                                                                    (* Эпштейн, М Н.   "Природа, мир, тайник вселенной...": система пейзажных образов в русской поэзии  / М. Н.  Эпштейн //  Язык деревьев. - М.: Высш. шк., 1990. - С. 46-47.)




Книга, которая не может ждать


Вы не раз давали себе обещание дочитать книгу, которую начали еще год назад? Но она до сих пор пылится на полке и ждет, когда же вы ее прочтете? Знакомая ситуация, не правда ли?


Аргентинский издательский дом "Eterna Cadencia" посчитал такое положение вещей несправедливым, и представил оригинальную концепцию книги с форматом  "El Libro que No Puede Esperar" (Книга, которая не может ждать).


Книга, которая не может ждать, упакована в пластиковую обертку, и как только читатель ее снимает  и открывает первую страницу, чернила начинают стареть. Спустя  60 дней владельцу книги  ничего не остается, как рассматривать обложку  и листать  пустые страницы. Чернила в книге вступают в реакцию с солнечным светом и воздухом и постепенно исчезают.


Такой необычный  формат  находчивое   издательство решило использовать для того, чтобы познакомить   своих читателей  с рядом   произведений  ранее неизвестных  латиноамериканских литераторов, аргументируя  свой выбор тем, что   новым авторам  довольно трудно пробиться. Если никто не познакомится с  дебютной работой  молодого писателя  - невелики шансы, что захочется прочесть последующие.


Удивительные книги оказались востребованы и популярны:  первый выпуск этой   серии     был распродан  в день старта продаж.




Самый читаемый писатель России XIX века


Литературовед Василий Страхов в своей  работе  “Пушкин и массовый читатель” (1937 г.)  констатировал факт: Пушкин, наш самый популярный и любимый поэт, в  19 веке не был  столь знаменит.


Крупнейшие прижизненные тиражи произведений Пушкина не превышали 1200 экземпляров, да и те залеживались годами. Пушкинский журнал “Современник” печатался  тиражом в 600 экземпляров, из которого расходилась лишь треть.


“Дальше города и глубже интеллигенции эти книги не шли”, - писал  в своем исследовании Василий Страхов.


Так что же в России XIX века читал   простой обыватель?


В 1892 году Л. Н. Толстого спросили, кто, по его мнению, самый знаменитый, любимый и читаемый писатель в России. Толстой ответил: “Матвей  Комаров”.


Сегодня никто не знает такого автора. А ведь   его книги издавались  огромными тиражами  ни один десяток лет.


Биография Матвея Комарова практически неизвестна. Жил  он в конце XVIII века.  Наиболее популярная  книга   писателя - своеобразный “Гарри Поттер”  прошлых столетий - “Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы”  является типичным образцом  “массовой литературы” тех лет. Книжка вышла в 1782 году  и стала чемпионом-долгожителем среди себе подобных. Пережила более 30 переизданий (последнее – в 1918 году).




Самое короткое стихотворение


Моностих – это однострочное стихотворение. Как большинство великих и неоднозначных явлений в искусстве, он ведёт свою историю из античной культуры, но в полной мере становится известным в эпоху модерна. И, в первую очередь, благодаря поэту и писателю-декаденту Валерию Яковлевичу Брюсову (1873-1924).


"О закрой свои бледные ноги" - таково содержание моностиха, опубликованного Брюсовым летом 1895 года в альманахе "Русские символисты".


Стихотворение вызвало массу эмоций в кругах российской прессы и литературной элиты. "Где смысл?", "Чьи это ноги?", "Почему бледные?" - эти и другие вопросы не давали спасть спокойно интеллектуалам рубежа 19-20 веков.


В своих многочисленных интервью, посвящённых этому стихотворению, Брюсов никак не прояснил своего эксцентричного замысла. Поэта обвиняли в декадентской бессмыслице, верхе упадничества и откровенном издевательстве над читателями. Встречалась и прямая ирония. Например, В. Соловьёв предлагал в качестве продолжения фразу: "ибо иначе простудишься".


Но существовал и лагерь защитников необычного творения. Большей частью он состоял из символистов, пытавшихся найти в стихотворении таинственный подтекст. Сам Брюсов никак не подтверждал и не опровергал эти предположения, сохраняя атмосферу загадочности.Среди собратьев по литературному цеху наиболее высокая оценка произведения Брюсова принадлежит Сергею Есенину, оценившему стихотворение как "крик против шаблонности".

Моностих как литературное явление встречается и в последующей поэтической истории. Но ни одно из этих творений уже не вызывало такого резонанса. Это относится и к однострочным стихотворениям самого Валерия Брюсова, опубликованных в различных сборниках уже после смерти поэта.




Самые популярные русские классики по результатам опроса 2017 года


По данным опроса ВЦИОМ россияне и русскоязычные жители за границей предпочитают произведения Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Лермонтова и Федора Достоевского.

"Александр Сергеевич Пушкин остается самым популярным писателем как среди россиян, так и среди русскоязычных людей, проживающих за рубежом, - из российских писателей-классиков его вспоминают первым около 40% (среди опрошенных в России - 42%, среди русскоязычных граждан других государств, кроме стран бывшего СССР, - 38%)", - сообщил  член Союза писателей России, секретарь по международным делам МСПС (Международное сообщество писательских союзов) Владимир Торин


Первые строчки рейтинга любимых российских классиков также заняли Лев Толстой (назвали 27% россиян и 35% русскоязычных иностранцев), Михаил Лермонтов (20% и 18% соответственно), Федор Достоевский (16% и 22%). Респонденты, опрошенные в России, несколько чаще называли Сергея Есенина (15%), нежели участники онлайн опроса за рубежом (10%), а последние, в свою очередь, скорее вспоминали Антона Чехова (19%), чем наши сограждане (12%).

"Я считаю, что независимо от результатов такого необычного хит-парада русских классиков, у всех нас есть неоценимое богатство в виде великой русской классической литературы. Весь мир с большим уважением относится к произведениям русских писателей, и мы, конечно, должны этим гордиться. Мы хотели этим необычным исследованием привлечь внимание к нашей классике и, думаю, нам это удалось", - добавил Торин.

Исследование ВЦИОМ проведено в период с 11 по 13 мая 2017 года по репрезентативной выборке. В опросе приняли участие 1800 респондентов.


Источник



Самая абсурдная гипотеза в истории литературы


"Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин на самом деле не погиб на дуэли. Он инсценировал собственную смерть, после чего отправился в Париж и стал прославленным писателем Александром Дюма."


Звучит абсурдно, не правда ли?

Но такая версия  активно обсуждается  в трудах отдельных исследователей, об этом шумит интернет, об этом сняты документальные фильмы.

Авторы этой невероятной гипотезы довольно ловко находят убедительные доводы в ее защиту. И доводов  таких немало. Мы же  сейчас остановимся  лишь на портретном сходстве двух Александров.
Итак...

Пушкин и Дюма почти ровесники: первый родился в 1799 году, второй – в 1802-м. Если взглянуть на портреты этих двух литературных гениев, сразу бросается в глаза их удивительное сходство: смуглая кожа, цвет глаз, форма лба, бровей, носа, темные кудрявые волосы. А в молодости Дюма и вовсе – вылитый Пушкин. Исследователи утверждают, что все это благодаря африканским корням писателей.

Но русский и французский Александры схожи не только внешне...

Заинтриговали?

Если  тема  заинтересовала вас, читатель , вы с легкостью  сможете найти материалы в открытых источниках.


Книга, которую невозможно прочитать


Ее называют "литературной аномалий", "нечитаемым шедевром", "книгой-знаком вопроса".  В этой книге  действуют другие правила: она задаёт десятки вопросов, которые так и остаются без ответа.


В 1978 году в миланское издательство "Франко Марии Рицци" прибыл большой пакет. Когда сотрудники издательства открыли его, то вместо рукописи обнаружили объемное собрание проиллюстрированных страниц. Иллюстрации – причудливые и странные. Сам текст ни один из редакторов прочесть не сумел.

Сопроводительное письмо поясняло, что автор сего труда, Луиджи Серафини, создал энциклопедию воображаемого мира по примеру средневековых научных кодексов: каждая страница детально изображает определенный объект, действие или явление; аннотации написаны на выдуманном языке.


Книга содержит  360 страниц  и является красочной энциклопедией параллельной вселенной, написанной на неизвестном языке с непонятным алфавитом. Codex поделён на 11 глав в свою очередь поделённых на 2 секции: первая о мире природы, вторая о человеке. Иллюстрации зачастую являются сюрреалистичными пародиями на вещи из реального мира. Хотя некоторые иллюстрации легко распознаются, например карты и лица людей. Практически все рисунки ярко раскрашены и богаты деталями.


Известный итальянский журналист Итало Кальвино, изучив книгу,  остался  в восторге: "Кодекс" – один из самых любопытных примеров иллюстрированной книги. Читайте ее, используя не привычный язык и традиционное восприятие. Нет иного значения этой книги, нежели то, которым наделяет ее изобретательный читатель".

 

По материалам электронных СМИ

 


 

 

Homo unius libri, или Писатель одной книги


Александр Грибоедов с его  пьесой "Горе от ума", как никто другой претендует на звание "писатель одной книги".

Несмотря на то, что его сатирическое, обличающее произведение было разобрано на цитаты и крылатые фразы, многие  современники Грибоедова скептично и даже негативно отзывались о пьесе. Критики признавали силу сатиры, но говорили об отсутствии философской составляющей.

Помимо "Горе от ума" Грибоедов написал ещё несколько пьес и стихотворений, но все литературное наследие автора осталось в тени знаменитой среди читателей, но непризнанной  писателями-современниками пьесы.

Кого же еще из писателей называют "Homo unius libri"?

Л. Е. Пинский характеризует как писателя одной книги Эразма Роттердамского с его "Похвалой глупости", А. Михайлов — Эдмона Ростана с пьесой "Сирано де Бержерак".  Эдуард Лимонов даже называет автором одной книги — романа "Лолита" — Владимира Набокова, полемически заявляя, что предыдущие девять книг Набокова — "обычные эмигрантские романы".

Нередко репутация писателя одной книги закрепляется за автором многочисленных произведений для взрослого читателя, но добившимся исключительного успеха в детской литературе: это  Лазарь Лагин и его повесть-сказка "Старик Хоттабыч";  Алан Милн - создатель Винни- пуха;  Петр Ершов  со знаменитым Коньком-горбунком; Андрей Некрасов - автор книги  "Приключения капитана Врунгеля"  и Рувим Фраерман  - автор   повести "Дикая собака динго".


По материалам электронных СМИ






Взрослым читателям

 

 

 

 

 

 

Госуслуги

Участник АРБИКОН

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: cbs_sorm_nn@mail.52gov.ru

Яндекс.Метрика