Наверх

Вахтангов Евгений Багратионович

Годы жизни: 01(13).02.1883, Владикавказ - 29.05.1922, Москва)

 

 Е.Б. Вахтангов 

 Е.Б. Вахтангов в роли Фрезера

("Потоп" Ю.Х. Бергера)

 Е.Б. Вахтангов в роли Текльтона

("Сверчок на печи" по Ч. Диккенсу)

 

Основатель и руководитель (с 1913) театральной т. н. Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 — Театром им. Евгения Вахтангова.

Родился в армяно-русской семье. Отец Вахтангова был табачным фабрикантом (в начале 1900-х гг. Вахтангов, не желая жить на нетрудовые доходы, отказывается от наследства и материальной помощи отца). 

В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек».

В 1909 поступил в Москве в театр, школу А.И. Адашева (его учителями были Л.А. Сулержицкий, В.В. Лужский, Л.М. Леонидов, В.И. Качалов), по окончании которой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: «Живой труп» Л.Н. Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет» Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. 

Вахтангов стал активным проводником идей и системы К.С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных Вахтанговым ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» по Диккенсу, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).

С первых лет Советской власти Вахтангов искренно и горячо откликнулся на требования революционной эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, Вахтангов утверждал, что театрам «...надо резко изменить что-то в своей жизни», что художник должен творить вместе с народом: «ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним» (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201).

В 1919 Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангова. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках— «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К.С. Станиславским, Вл.И. Немировичем-Данченко и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художеств, особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму.

Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова — режиссёров Р.Н. Симонова, Б.Е. Захавы, актёров Б.В. Щукина, И.М. Толчанова и др.

Источник информации: 

  1. Больщая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 4 Брасос-Веш / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Изд-во "Сов. энцикл.", 1971. - С. 338-339, стб. 1002-1004.
  2. Театральная энциклопедия : в 5 т. Т. 1 А-Глобус / гл. ред. С.С. Мокульский. - М. : Сов. Энцикл., 1961. - С. 859-863.

Литература о Е.Б. Вахтангове ( в обратной хронологии):

  1. Морозова, Т. "С художника спросится..." [Текст] / Татьяна ; Т. Морозова // Знамя. - 2012. - № 12. - С. 207-210. - Рец. на кн.: Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства / Государственный институт искусствознания, Театральный институт им. Б. Щукина, Музей театра им. Евг. Вахтангова; ред. -сост. В. В. Иванов. - Москва: Индрик, 2011.
  2. Рыжов, К. В. Сто великих имен Серебряного века [Текст] : [науч.-попул. изд.] / Рыжов Константин Владиславович. - М. : Вече, 2011. - 429 с. : ил. - (100 великих). - ISBN 978-5-9533-4869-0.
  3. Мастера литературы, театра и кино [Текст] : [науч.-попул. изд.] / [сост. Н.Б. Сергеева]. - М. : Вече, 2008. - 397, [1] с. - (Великие россияне). - ISBN 978-5-9533-2772-5.
  4. О театре [Текст] // Детская энциклопедия. - 2008. - № 3. - 56 с.
  5. Сто великих режиссеров [Текст] : [науч.-попул. изд.] / [авт.-сост. И.А. Мусский]. - М. : Вече, 2008. - 468 с. - (100 великих). - ISBN 978-5-9533-3061-9 .
  6. Щукин, Анатолий Николаевич. Самые знаменитые люди России [Текст] : в 2 т. Т. 1 : А-М / Щукин Анатолий Николаевич. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Вече, 2001. - 592 с. : ил. - (Самые знаменитые). - ISBN 5-7838-0927-6.
  7. Все обо всех [Текст] . Т. 2. - М. : АСТ, 1996 ; : Ключ-С ; : Центр гуманит. наук при фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - 446 с. : ил.
  8. Смирнов-Несвицкий, Ю. Вахтангов [Текст] / Ю. Смирнов-Несвицкий. - Л. : Искусство, 1987. - 248 с.
  9. Сац, Н.И. Новеллы моей жизни [Текст] / Н. И. Сац. - М. : Искусство, 1979. - 648 с. : ил.
  10. Марков, Павел Александрович. О театре [Текст] : в 4 т.  Т. 1 : Из истории русского и советского театра/ Марков Павел Александрович. - М. : Искусство, 1974. - 541 с. : [32] л. ил.
  11. Херсонский, Хрисанф Николаевич. Вахтангов [Текст] / Херсонский Хрисанф Николаевич. - М. : Мол. гвардия, 1963. - 359 с. : [5] л. ил. - (Жизнь замечательных людей. Вып. 11 (367). Серия биографий).

Краеведение

 

 

 

 

 

 

            Приглашаем в раздел "Краеведение"

Наш сайт богат  уникальным краеведческим материалом. Многие  годы он бережно собирается по крупицам из различных источников.
Приглашаем вас  познакомиться  с наиболее интересными фактами из истории  Сормовского района и Нижнего Новгорода.


О том как сормовичи ковали Победу  на фронтах  и  в тылу, о судьбах  ветеранов в послевоенные годы  вы сможете узнать  из  материалов в разделе “Краеведение” на странице "Сормовичи-фронтовики и труженики тыла".


 

Участник АРБИКОН

Госуслуги

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: sormlib@mts-nn.ru

Яндекс.Метрика