Наверх

Ползунов Иван Иванович

Годы жизни: 1728 - 16.05.1766.

Иван Иванович Ползунов -  русский теплотехник, изобретатель. Создал первую в России паровую машину и первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель.

 

Родился  в семье солдата в Екатеринбурге. Документы сообщают, что отец Ползунова, солдат второй Екатеринбургской роты, был родом из крестьян города Епанчина, или Туринска.

В 1742 году после окончания первой русской горнозаводской школы в Екатеринбурге, основанной В.Н. Татищевым, был определен "механическим учеником" к главному механику уральских заводов Никите Бахареву. С его помощью Ползунов изучил основные типы горнозаводских машин. С 1748 он работал в Барнауле на Колывано-Воскресенских заводах техником по учету выплавляемого металла, в 1750 был произведен в унтер-шихтмейстеры. В библиотеке Барнаульского завода он смог познакомиться с трудами М.В. Ломоносова, изучить устройство паронасосных установок.

На Колывано-Воскресенских заводах он вырос в выдающегося горнозаводского специалиста. В первый год своего пребывания на Алтае он работал всего лишь писцом при плавильных печах, а в 1761 году ему пришлось даже одно время исполнять обязанности руководителя Колыванского завода и всего прилегающего к нему округа. Везде и всегда И. И. Ползунов стремился изыскивать самые лучшие решения порученных ему дел, для чего многое изобретал. Ему принадлежит заслуга создания в Змеиногорске в 1754 году одной из первых, если не первой в России деривационной гидросиловой установки, то есть установки, в которой вода, приводящая в движение колёса, подаётся по особому каналу на большое расстояние от плотины. Со строительства вододействующей лесопилки началась его серьезная конструкторская работа. Для неё Ползунов разработал проект парового двигателя мощностью 1,8 л.с. (1,3 квт) — первого в мире двухцилиндрового двигателя с объединением работы цилиндров на один общий вал,  двигателя, универсального по своему техническому применению.

В 1759 году Позунов получил первый низший обер-офицерский чин и получил возможность больше заниматься наукой. После самостоятельного изучения книг по металлургии и минералогии в 1763 году предложил создать «огненный», то есть пароатмосферный двигатель, способный заменить гидравлические колеса. Президент Берг-коллегии А.И. Шлаттер отметил, что проект Ползунова “за новое изобретение почесть должно”, но не оценил достоинств двигателя и предложил на основании европейского опыта объединить новый двигатель с водяными колесами.

За свой проект талантливый изобретатель был переведен в «механикусы» с чином и окладом инженерного капитан-поручика. Ползунов спроектировал новую установку для привода воздуходувных мехов плавильных печей. Установка с рекордной по тому времени мощностью в 32 л.с. (24 квт) впервые в технике заводского производства позволила полностью отказаться от водяных колес. Оригинальность установки Ползунова была оценена посетившим Барнаул в 1765 году русским ученым-естествоиспытателем Эриком Лаксманом, писавшим, что Ползунов - “муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской”.

Но за неделю до пробного пуска машины Ползунов, не выдержав напряженного труда, скончался от чахотки.

Модель «огненной машины» была взята в Кунсткамеру, сама же машина, испытанная учениками Ползунова, хорошо работала, смогла не только окупить себя, но и принесла прибыль. Но она опередила своё время, в условиях дешевизны рабочих рук оказалась ненужной и после поломки была разобрана и забыта.

Источник: 

Гумилевский, Л. Мастера техники / Л. Гумилевский ; [науч. конс. С. П. Сыромятников]. - Москва : Детгиз, 1949. - С. 3-28.


Дополнительная литература:


  1. Виргинский, В. С. Творцы новой техники в крепостной России. Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей 18 - пер. пол. 19 века / В. С. Виргинский. - Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1957. - 367 с. : ил.
  2. Гумилевский, Л. Мастера техники / Л. Гумилевский ; [науч. конс. С. П. Сыромятников]. - Москва : Детгиз, 1949. - 311 с. : ил.
  3. Гумилевский, Л. Творцы первых двигателей / Л. Гумилевский. - Москва : ОНТИ, 1936. - 212 с. : ил.
  4. Клиентов, А. Е. Российская наука. Ученые и изобретатели : [первый паровоз, радио, телевидение...] / А. Е. Клиентов. - Москва : Белый город, 2005. - 48 с. : ил. - (История России).
  5. Люди русской науки : очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / предисл. и вступ. ст. С.И. Вавилова ; [сост. и ред. И. В. Кузнецов]. - Москва : ОГИЗ, 1948. - 555 с. : ил.
  6. Репин, Л. Открыватели. Отечества Российского сыны / Л. Репин. - Москва : Мол. гвардия, 1989. - 239 с.
  7. Русские ученые и изобретатели / [авт.-сост. В.В. Артемов]. - Москва : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. - 336 с. - (Великие русские).
  8. Самые знаменитые изобретатели России. - Москва : Вече, 2000. - 496 с. - (Самые знаменитые).

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. Иван Иванович Ползунов
  2. Ползунов Иван Иванович
  3. Иван Иванович Ползунов (1728-1766)
  4. Кривова Ю. А. Модели пароатмосферной машины И. И. Ползунова из собрания Алтайского государственного краеведческого музея // Ползуновский альманах. – 2005. – №. 3. – С. 121-124.
  5. Сергеев А. Д. Последний чин И. И. Ползунова // Ползуновский альманах. – 2009. – Т. 1. – №. 3. - С. 167-172.
  6. Трофимов И. В., Никулина И. Н. Творческий путь механика И. И. Ползунова в ретроспективе развития естествознания и техники вплоть до создания пароатмосферного двигателя // Ползуновский альманах. – 2009. – Т. 1. – №. 3. - С. 20-22.

Краеведение

 

 

 

 

 

 

            Приглашаем в раздел "Краеведение"

Наш сайт богат  уникальным краеведческим материалом. Многие  годы он бережно собирается по крупицам из различных источников.
Приглашаем вас  познакомиться  с наиболее интересными фактами из истории  Сормовского района и Нижнего Новгорода.


О том как сормовичи ковали Победу  на фронтах  и  в тылу, о судьбах  ветеранов в послевоенные годы  вы сможете узнать  из  материалов в разделе “Краеведение” на странице "Сормовичи-фронтовики и труженики тыла".


 

Участник АРБИКОН

Госуслуги

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: sormlib@mts-nn.ru

Яндекс.Метрика