Наверх

Год российского кино

 

 

Всегда интересно перечитывать любимые книги, но не менее приятно пересматривать потрясающие экранизации произведений, от которых просто захватывает дух. От таких фильмов потом остается масса впечатлений, фразы героев моментально выписываются в цитатник, а сама кинолента получает десятки престижных наград от кинокритиков. Эти фильмы, как и книги, меняют мировоззрение целого поколения и становятся образцом высшего искусства. И если однажды встречаются два великих гения — автор и режиссер, то получается шедевр мирового кинематографа.

Представляем вам великолепные примеры переноса художественного произведения из волшебного мира книги в потрясающий мир кино.

 

 

 

Spoiler: Highlight to view

 

"ВОЙНА И МИР"

Автор книги: Лев Толстой

Режиссер: Сергей Бондарчук

 

Отличная советская экранизация (1965-1967), получившая премию "Оскар" в 1969 году за лучший фильм на иностранном языке.

"Война и мир" Льва Толстого — это роман-эпопея, киночтение которого было архисложной задачей. К счастью, авторы фильма справились с ней, не теряя тесной связи с источником. Они создали героев, полностью воплотивших книжные образы, и показали настоящую жизнь, без фальши, излишней мишуры и вычурных диалогов.



"ИДИОТ"

Автор книги: Федор Достоевский

Режиссер: Владимир Бортко


Максимально приближенная к первоисточнику экранизация (2003) одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Сам Достоевский вкладывал огромный смысл в образ главного героя, создавая прекрасного человека с большой и чистой душой. И мы это видим на экране. Да, он наивен и простоват, но также безмерно добр, честен и благороден.

По утверждению критиков, это одно из лучших творений современного отечественного кинематографа. Все диалоги перенесены в фильм без изменений, использованы живые декорации той эпохи. И, конечно, блестящие актерские работы, которые не оставляют равнодушными внимательных зрителей!



"СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ"

Автор книги: Михаил Булгаков

Режиссер: Владимир Бортко

 

"Собачье сердце" (1988) самый лучший фильм Владимира Бортко, это его вершина творчества. Он, не потеряв ни грамма булгаковской колкости, перенес на экран великое произведение. Евгению Евстигнееву удалось необычайно точно и выразительно сыграть яркий характер мудрого и независимого человека, которого не переехала революционная колесница, установившая новые порядки и морали. Этот фильм прошёл проверку временем.



"12 СТУЛЬЕВ"

Авторы книги: Илья Ильф, Евгений Петров

Режиссер: Леонид Гайдай


Говорить о сюжете бессмертного произведения Ильфа и Петрова не стоит. Эта остроумнейшая и непредсказуемая история знакома почти каждому. Фильм Л. Гайдая (1971) — лучшая экранизация книги, так как полностью отражает ее дух авантюризма, хлесткого юмора и невероятной энергетики. Превосходная постановка, сохраняющая все лучшее, что имеет в себе книга.

 

 

"МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Автор книги: Михаил Булгаков

Режиссер: Владимир Бортко


Киночтение любого произведения связано с огромным риском ошибиться в какой-то мелочи и разрушить его до самых основ. Именно поэтому великолепная экранизация (2005) романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" заслуживает особого внимания. Как же приятно видеть уважительное отношение к трактовке автора, его диалогам и атмосфере произведения, которую удалось воссоздать в этой картине.

 

 

"ШЕРЛОК ХОЛМС И ДОКТОР ВАТСОН"

Автор книги: Артур Конан Дойл

Режиссер: Игорь Масленников

 

Повести Артура Конана Дойля о великом Шерлоке Холмсе покорили не одно сердце. Эта история переливалась из экранизации в экранизацию, пока не нашла свой настоящий дом в руках талантливого режиссера Игоря Масленникова. Больше не было нужды гадать, каким же должен быть известный сыщик и как он выглядит на самом деле: блистательная игра Василия Ливанова все расставила по местам. Он появился на экранах в 1979 году, и остался навсегда признанным воплощением героя.

 

 

"ГАМЛЕТ"

Автор книги: Уильям Шекспир

Режиссер: Григорий Козинцев

 

 

"Гамлет" вышел на экран в 1964 году, к четырехсотлетию со дня рождения Шекспира. Фильм Григория Михайловича Козинцева был первой русской экранизацией "Гамлета". Режиссёр готовился к съемкам фильма восемь лет. В сценарий фильма Козинцев перенёс мудрость, философскую глубину и красоту гениальной трагедии Шекспира.

У Козинцева не было сомнений в вопросе, кто должен играть Гамлета. Никаких фотопроб, кинопроб не было! Выбор был сделан им задолго до начала съёмок. Главную роль сыграл Иннокентий Смоктуновский.

Особое место в фильме занимает музыка Дмитрия Шостаковича, в которой прекрасно передан характер эпохи, дух событий, составивших ткань фильма.

Настоящим испытанием стал показ "Гамлета" Козинцева в Лондоне, на открытии недели шекспировских фильмов в честь юбилея драматурга. Англичане встретили нашего Гамлета с восторгом. С "Гамлета" Козинцева начал свои просмотры лучших фильмов мира и Нью-Йоркский линкольновский центр. Об успехе свидетельствовали награды, полученные фильмом на кинофестивалях в Сан-Франциско, Венеции, Сан-Себастьяне, премия Британского киноинститута… В 1965 году картине была присуждена Ленинская премия.

 

 

"ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ"

Автор книги: Михаил Шолохов

Режиссер: Сергей Бондарчук



Фильм Сергея Федоровича Бондарчука "Они сражались за Родину" вышел на экраны страны в 1975 году. Он снимался к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне по одноименному незаконченному роману Михаила Шолохова.

Картина эта не только войне, а о человеческой душе, которая все тяготы и невзгоды военного времени вынесла на себе, о цене победы, и человеческой жизни, выраженной в подвиге обычных солдат. События происходят в 1942 году перед Сталинградской битвой.

В фильме снимался потрясающий актерский состав: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Андрей Ростоцкий, Николай Волков, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ангелина Степанова, Ирина Скобцева, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров.

"Они сражались за Родину" один из лучших фильмов о войне, хотя показанной самой войны там меньше чем одна треть. А сила духа, сила воли и переживания людские раскрыты сполна.

Кинокартина получила премии международных фестивалей в Карловых Варах (1976) и Панаме (1976), Государственную премию РСФСР им. Братьев Васильевых (1977).

 

 

"СОЛЯРИС"

Автор книги: Станислав Лем

Режиссер: Андрей Тарковский

 

 

Фильм "Солярис" (1972) снят гениальным Андреем Тарковским по одноименному роману польского писателя, философа Станислава Лема. Фильм обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. По результатам многих опросов входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Особенно отмечается виртуозность операторской работы, которая ныне преподается в киношколах. Тарковскому удалось доказать: с помощью художественной атмосферы можно добиться гораздо большего, чем при участии даже самых дорогих и современных эффектов. Фильм потрясает, гипнотизирует.

 

 

"ДАМА С СОБАЧКОЙ"

Автор книги: Антон Чехов

Режиссер: Иосиф Хейфиц



В чеховских историях порой так мало романтики и так много... скуки и обыденности. В "Даме с собачкой" герои ничем не примечательны. И вдруг ... оказывается, что во всей этой серой, спокойной, размеренной и унылой, как тот самый забор, вдоль которого прохаживается Гуров, жизни... может появиться непрошенная и живая любовь. Она не приносит счастья, она не окрашивает мир в розовый цвет, она не дарит надежды. Она просто есть. Она оживляет сердце, пусть даже заставляя его тосковать, она дает жизни глубину и открывает глаза. И однажды появившись, она наполняет каждый день ощущением нежной грусти, которое, поверьте, дорогого стоит.

"Дама с собачкой" (1960) - давно уже признанная классика. Эта лента стала первым опытом режиссера Иосифа Хейфица в экранизации произведений русской классической литературы: "Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей. А у меня есть еще особые обстоятельства. Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне. Поэтому я и решил к юбилею писателя поставить "Даму с собачкой".

В 1960 году фильм Иосифа Хейфица был представлен на XIII Международном кинофестивале в Каннах и произвел настоящий фурор. Многие выдающиеся западные кинематографисты не скрывали своего восхищения. Наши выдающиеся актеры Алексей Баталов и Ия Саввина, сыгравшие главные роли в фильме, были удостоены международных кинопремий и призов.

 

 

"БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА"

Автор книги: Александр Пушкин

Режиссер: Алексей Сахаров



Лирическая комедия-экранизация "Барышня-крестьянка" вышла на экраны в 1995 г. Режиссеру Алексею Сахарову удалось уловить и попытаться передать на экране простоту и искренность чувств, благородство и интеллигентность поступков героев, наконец, тонкое пушкинское лукавство по поводу не только конкретной забавной ситуации, но шире — самого местоположения России в мире, между Европой и Азией. Что как раз и может быть уподоблено двойственной и всё же не двусмысленной роли "барышни-крестьянки".

Фильм удостоен призов: Гран-при "Золотая лоза" и приз за лучшую женскую роль на Кинофестивале "Киношок—95" в Анапе, "Золотой Феникс" Гильдии актёров кино России на Международном кинофестивале "Золотой Витязь", Кинофестиваля "Литература и кино - 96" в Гатчине, Киноакадемии "Ника".



"ЖЕСТОКИЙ РОМАНС"

Автор книги: Александр Островский

Режиссер: Эльдар Рязанов



"Жестокий романс" — советский художественный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница". Это третья советская экранизация пьесы. Фильм снискал популярность у зрителей, получил  несколько  официальных наград, был признан  "лучшим фильмом года" по версии журнала "Советский экран".

В то же время  экранизация вызвала разноречивые оценки критиков. Стремясь защитить режиссёра, Нина Алисова — исполнительница роли главной героини  в  фильме "Бесприданница" 1936 года  — напомнила со страниц "Литературной газеты", что "пьесы Островского безграничны, и каждый художник вправе ставить его по-своему ".



"ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ"

Автор книги: Джером К. Джером

Режиссер: Наум Бирман



Во второй половине  19 века  в Англии  писатель Джером Клапка Джером задумал  написать книгу-путеводитель по реке Темзе. В планы автора входило обстоятельное беспристрастное описание различных достопримечательностей во время путешествия по реке Темзе, на протяжении от Кингстона до Оксфорда. Этот серьёзный путеводитель задумывалось "разбавлять" разнообразными смешными эпизодами-вставками о проблемах, которыми могли возникнуть у начинающих путешественников. Назвать книгу планировалось "Повесть о Темзе".

Но тут вмешалась судьба. Джером вернулся из свадебного путешествия неимоверно счастливым и не смог настроиться на серьёзную часть рассказа. В результате он начал с юмористических вставок, а основную часть путеводителя отложил на потом. Как писал сам Джером: "...Но почему-то оно так не пошло. Оказалось так, что всё стало "смешным для разрядки". Кончилось тем, что юмор стал основной частью, а описание достопримечательностей лишь небольшими эпизодами, по одной - на главу.

Однако первый издатель книги Робинсон  вырезал почти всё серьёзное, что удалось "вымучить" автору. Робинсон же убедил Джерома поменять название повести.

Произведение получилось настолько популярным и смешным, что похождения "Троих в лодке"  много раз экранизировали. Только в Великобритании фильмы появлялись в 1920, 1933, 1956 и 2006 годах.

У нас в стране фильм "Трое в лодке, не считая собаки" появился в 1979 году. Режиссер Наум Бирман снял двухсерийную комедию, которую до сих пор любят сотни тысяч зрителей. И неудивительно. Фильм "Трое в лодке, не считая собаки", в добавление к отличной литературной основе, собрал звездный актерский состав – Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Зиновия Гердта, Татьяну Пельтцер и многих других. Сегодня  фильм Наума Бирмана – это признанная классика нашего кино.

 

 

"ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК"

 Автор книги: Антон Чехов

Режиссер: Иосиф Хейфиц


 

Премьера фильма "Плохой хороший человек" состоялась 10 декабря 1973 года. В основу сценария картины был положен сюжет самой большой повести Антона Павловича Чехова "Дуэль", которая была впервые опубликована в 1891 году в петербургской газете "Новое время".

В своей работе над экранизацией повести режиссер главным считал сделать героев Чехова понятными и близкими современному читателю и зрителю: "Возможно, я и отошел кое в чем от автора, но фильм получился современным, а не академическим. Есть мир Чехова, живой сегодня, и мир, принадлежащий только литературоведению. Меня интересует первый.

Второе. Уже давно выяснено, что экранизация не повторение первоисточника. Композиция сценария принципиально отличается от композиции повести. Другого пути нет. Скука как образ не то же самое, что скука на экране. Образ скуки должен быть не скучным. А Чехов должен стать нашим современником".

В 1974 году фильм "Плохой хороший человек" был отмечен призом "Харибда" на V Фестивале наций в Таормине (Италия) в категории "Лучший исполнитель мужской роли" (Владимир Высоцкий) и призом "Серебряная пластина" на X Международном кинофестивале в Чикаго (США) — "За высокие художественные достижения в экранизации произведений Антона Чехова" (Иосиф Хейфиц).

"Плохой хороший человек" — единственный фильм, в котором Олег Даль и Владимир Высоцкий снялись вместе.

Владимир Высоцкий не знал, что он был награжден за роль фон Корена: за границу на фестиваль актера не пустили, а новость о том, что его работа была отмечена призом, чиновники от кинематографии просто не удосужились сообщить ему.

Гораздо позднее, во время посещения фестиваля в Таормине, о награде узнал Иосиф Хейфиц, рассказывавший: "Вернувшись в Москву, я хотел обрадовать Володю, но он был в отъезде. А потом я надолго уезжал и все никак не мог сообщить об этом, все откладывал. И, к великому огорчению… опоздал".

(По материалам сайта "Вокруг.ТВ")

 

 

"ВИЙ"

 Автор книги: Николай Гоголь

Режиссеры: Константин Ершов и Григорий Кропачёв

 

 

"Вий" — художественный фильм, снятый по одноимённой повести Н. В. Гоголя в 1967 году.

Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов, снятый в СССР. Этот фильм  - один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн. зрителей). Картина была еще "в запуске", а ее уже купили девять стран мира.

Автором идеи съёмок "Вия" был режиссер Иван Пырьев,  но из-за занятости работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву.

Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случалась мистика и приключения. Артистам казалось, что злые чары распространялись даже за пределы съемочной площадки. В выстроенную на "Мосфильме" церковь рабочие старались лишний раз не заходить.

В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.

 

Продолжение следует

 

 

 

 

 

 

Госуслуги

Участник АРБИКОН

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: cbs_sorm_nn@mail.52gov.ru

Яндекс.Метрика