Наверх

Районное анкетирование "Библиотека и школа: грани взаимодействия"

Цель анкетирования: выявление мнения педагогов, школьных библиотекарей и библиотекарей детских библиотек района о необходимости и путях взаимодействия общеобразовательных учреждений и детских библиотек в целях развития разносторонней личности, воспитания культурного читателя.

Участники: педагоги общеобразовательных школ, библиотекари детских и школьных библиотек Сормовского района.

Место проведения: общеобразовательные школы Сормовского района, детские библиотеки и отделения МУК ЦБС Сормовского района.

Дата проведения: 12 ноября – 25 ноября 2010 года

Анализ анкетирования:  

Количество опрошенных   В том числе
 Педагоги  Школьные библиотекари  Детские библиотекари
 191  148  21  22

Всего в анкетировании участвовало 191 человек, среди них основную массу составляли педагоги и школьные библиотекари – 169 чел., что составляет 88,5% от опрошенных, детские библиотекари составили соответственно – 11,5%. Данная расстановка соотношений оправданна, т.к. мнение детских библиотек нам было понятно, а вот мнение педагогов и школьных библиотекарей хотелось представить объективнее. Это напрямую зависело от охвата школ района и количества респондентов. Процент охвата общеобразовательных школ составил 86,4%.

1. Как вы считаете, детская библиотека и школа должны сотрудничать, развивая информационную и книжную культуру ребенка? 

- Да

- Нет

На первый вопрос все респонденты ответили единодушно, что сотрудничество школы и детской библиотеки в целях развития информационной и книжной культуры ребенка необходимо.  

2. Какие формы сотрудничества с библиотекой вы считаете наиболее эффективными?

- Выставки литературы

- Информирование о литературе (новой, по теме, печатными формами или электронными)

- Тематические библиотечные мероприятия

- Библиотечные уроки

- Встречи со специалистами и творческими личностями

- Дни открытых дверей

- Другое  

Второй вопрос предлагал определить наиболее эффективные формы сотрудничества. Востребованными оказались все указанные виды взаимодействия. Рейтинг форм определился следующим образом:

1. Тематические библиотечные мероприятия – 26%

2. Встречи со специалистами и творческими личностями – 17,4%

3. Библиотечные уроки – 16,8%

4. Информирование о литературе – 16,6%

5. Выставки литературы – 11,7%

6. Дни открытых дверей – 11,5%

Хочется отметить, что выбирая формы сотрудничества, наши коллеги из школ выделили тематические библиотечные мероприятия (26,6%) и библиотечные уроки (17%), тогда как у детских библиотекарей наравне с тематическими мероприятиями выделено информирование о литературе.  

3. Какие темы считаете наиболее актуальными для сотрудничества?

- Краеведение

- Информационная культура личности

- Здоровье и физическое развитие ребенка

- Развитие культуры чтения

- В помощь образованию

- Другое  

Выбирая актуальные темы для сотрудничества, все респонденты единодушно выделили три темы:

1. Развитие культуры чтения (26,9%)

2. Краеведение (22,5%)

3. В помощь образованию (21%)  

4. Пользуетесь ли Вы услугами детской библиотеки, решая проблемы воспитания ребенка?

- Да

- Нет  

Немаловажно было узнать, насколько востребована детская библиотека, как информационный центр для наших коллег из образования. Результат оказался положительным, 84,3% опрошенных пользуются услугами детской библиотеки, решая проблемы воспитания ребенка. 

5. Сотрудничали ли вы с детской библиотекой при организации какого либо мероприятия? 

Вопрос о сотрудничестве детских библиотек и школ при организации какого-либо мероприятия представил следующий результат: сотрудничали 77% опрошенных, 20,4% пока такого опыта не имеют, 2,6% респондентов уклонились от ответа. 

6. Удовлетворяет ли вас качество проводимых библиотекой мероприятий? 

Качество проводимых библиотекой мероприятий отметили положительным 76,5% ответивших, только 1% хотел бы его улучшить, 22,5% респондентов оставили данный вопрос без ответа, видимо невозможность оценить качество, объясняется отсутствием опыта сотрудничества. Хотелось отметить, что положительная оценка качества мероприятий, проводимых детскими библиотеками, часто сопровождалась следующими заметками: "Мероприятия информативные, четко ориентированы на возрастную категорию", "Мероприятия интересные, всегда с изюминкой", "Мероприятия отличаются высоким уровнем проведения, содержательностью предлагаемого материала", "Высокое качество исполнения медиасопровождения" и др. 

7. Как вы получаете информацию о проводимых детской библиотекой мероприятиях?  

От информированности наших школьных коллег напрямую зависит эффективность сотрудничества по привлечению детей к чтению и организации детского чтения. Следующие два вопроса направлены на прояснение сегодняшней информационной картины о деятельности детских библиотек и перспектив развития информационного обеспечения. Ответы на вопрос: как вы получаете информацию о проводимых детскими библиотеками мероприятиях, распределились следующим образом. В основном информация до наших коллег доходит путем телефонной связи (24,5%), еще 35,5% опрошенных получают сведения о мероприятиях посредством сообщений от администрации школ, школьных библиотекарей и по приглашению самих детских библиотекарей, которые в этом числе несут большую долю (18%). Информацией с реклам на школьном стенде и в учительской о мероприятии, проводимом в детской библиотеке, пользуются 13,2% учителей. Электронными средствами информации пользуется только 1% опрошенных, по плану мероприятий, предоставленному детской библиотекой в школу, ориентируется тоже только 1%, "никак" не получает информацию – 2,6% респондентов, и без ответа данный вопрос оставили 22,2% опрошенных. Анализ данной информации позволяет сказать об отсутствии широкой информации о деятельности детских библиотек.  

8. Как вам удобнее получать информацию о библиотечных мероприятиях?  

Ответы на вопрос: как вам удобнее получать информацию о библиотечных мероприятиях, расставили следующие приоритеты. Информацию по телефону считают наиболее удобной 26,5% респондентов, электронную почту и Интернет - 20,5% ответивших, получать информацию от администрации школ и школьных библиотекарей, личных контактов с детскими библиотекарями желают 15,6% участников анкетирования. Реклама на школьных стендах считается удобной информацией у 7,8% респондентов. Удивляет низкое число готовых сотрудничать по плану - всего 1,8 % от общего числа ответов на данный вопрос. Без ответа данный вопрос оставила треть респондентов, что составило 27,8%. 

9. Как вы относитесь к такой услуге библиотек как информирование по электронной почте?

- Имею необходимость

- Не нуждаюсь в такой услуге

- Не имею возможности воспользоваться  

Современный педагог для успешной работы должен владеть разнообразной информацией, и мы считаем своевременным моментом внедрение такой услуги как информирование по электронной почте и хотели бы узнать мнение наших школьных коллег о востребованности данной услуги.

Ответы на данный вопрос распределились следующим образом:

1. Необходимость в данной услуге испытывают 46% опрошенных;

2. Не имеют возможности воспользоваться – 33,3%;

3. Не нуждаются в такой услуге – 13%;

4. Оставили без ответа вопрос – 7,7% респондентов.  

10. На данный момент работаете ли вы по совместному плану, программе?

- Да

- Нет  

Работа по совместному плану позволяет снять многие вопросы сотрудничества, какова сегодняшняя картина сотрудничества по совместному плану мы выясняли через следующий вопрос: работаете ли вы по совместному плану, программе. Утвердительно ответили 26,7% респондентов, отрицательно – 68,6%, без ответа оставили вопрос 4,7% опрошенных. 

11. Какие проблемы, по вашему мнению, существуют во взаимодействии общеобразовательной школы и детской библиотеки? 

Последний вопрос нашего исследования должен был высветить проблемы, существующие во взаимодействии общеобразовательной школы и детской библиотеки. К сожалению, на данный вопрос не пожелали отвечать 74,3% респондентов, 7,9% от общего числа опрошенных считают, что проблем нет, необходимо только желание работать, и только 17,8% ответивших попробовали сформулировать проблемные моменты. На первое место наши участники анкетирования определи проблему несогласованности планов работы школы и детской библиотеки, на второе - проблему информированности общеобразовательных школ о деятельности детских библиотек, указывается также отсутствие системы взаимодействия. Все эти проблемы одного порядка, необходима координация действий система взаимосвязей и, по возможности, совместное планирование по приоритетным направлениям. Обозначены еще три проблемы, из них можно выделить проблему отсутствия у современных детей интереса к чтению. Две других проблемы по всей видимости частного порядка – это отсутствие свободного времени и нехватка кадров в школе. 

Выводы:

Исследование показало, что сотрудничество общеобразовательной школы и детской библиотеки в целях развития разносторонней личности и воспитания культурного читателя необходимо. Детская библиотека заинтересована в привлечении читателя и всячески содействует формированию информационной культуры и культуры чтения. Школы нуждаются в таком содействии, т.к. своей задачей ставят воспитание разносторонне развитой личности. Решение проблемы разобщенности планов работы и перевод сотрудничества в систему взаимодействий, путем составления общих программ и совместных планов по теме или направлению позволит достигнуть общей цели. Использование новых технологий позволит сделать информацию о деятельности детских библиотек доступной всем желающим. Детские библиотеки не только могут предоставить современный справочно-библиографический аппарат, с которым легко обучать детей и подростков информационно-библиографической грамотности, но предоставят возможность воспользоваться богатым фондом детской литературы. Библиотечные мероприятия несут не только информативный характер, но и формируют у ребенка активную жизненную позицию, читательский вкус. Все это, как показывает исследование, востребовано учебным и воспитательным процессом общеобразовательной школы.  

ЦБС

 

БиблиоГиннесс

Предлагаем вашему вниманию рубрику, посвященную наиболее ярким отечественным и  мировым рекордам в области письменности и словесности. Самая маленькая книга, самая большая библиотека, автор самого длинного романа… Об этом и многом другом вам поведает "БиблиоГиннесс".

 

Самый читаемый писатель России XIX века

Литературовед Василий Страхов в своей  работе  “Пушкин и массовый читатель” (1937 г.)  констатировал факт: Пушкин, наш самый популярный и любимый поэт, в  XIX веке не был  столь знаменит.

Крупнейшие прижизненные тиражи произведений Пушкина не превышали 1200 экземпляров, да и те залеживались годами.

Пушкинский журнал “Современник” печатался  тиражом в 600 экземпляров, из которого расходилась лишь треть.

“Дальше города и глубже интеллигенции эти книги не шли”, - писал  в своем исследовании  Страхов.


 Так что же в России XIX века читал   простой обыватель?

 

В 1892 году Л. Н. Толстого спросили, кто, по его мнению, самый знаменитый, любимый и читаемый писатель в России. Толстой ответил: “Матвей  Комаров”.

 

Сегодня никто не знает такого автора. А ведь   его книги издавались  огромными тиражами  не один десяток лет.

 

Биография Матвея Комарова практически неизвестна. Жил  он в конце XVIII века.  Наиболее популярная  книга   писателя - своеобразный “Гарри Поттер”  прошлых столетий - “Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы”  является типичным образцом  “массовой литературы” тех лет. Книжка вышла в 1782 году  и стала чемпионом-долгожителем среди себе подобных. Пережила более 30 переизданий (последнее – в 1918 году).

 

(По материалам электронных СМИ)

 

Информационно-библиографический отдел ЦРБ им. 1 Мая является оператором 1-й Виртуальной справки

Участник АРБИКОН

Госуслуги

МКУК ЦБС Сормовского района г. Н.Новгород

тел. (831) 222-06-36

Эл.почта: sormlib@mts-nn.ru

Яндекс.Метрика